Десятилетний перерыв в карьере Джейн Кэмпион закончился в тот момент, когда она взялась за работу над неовестерном «Власть пса». Новозеландская постановщица — первая женщина, получившая «Золотую пальмовую ветвь» (за фильм «Пианино» в 1993 году), а также вторая женщина в истории, номинированная на «Оскар» за режиссуру (хотя взяла статуэтку за лучший оригинальный сценарий). В 2021 году новый фильм Кэмпион отборщики Каннского кинофестиваля предлагали показывать вне конкурса (на попадание в конкурс могут рассчитывать картины, которые будут показаны в кинотеатрах). Однако правообладатель Netflix отказался от Канн-2021 в пользу Венеции-2021.
Я — творческая личность, которая не учитывает гендер. Я просто прочитала книгу, и она произвела на меня сильное впечатление.
Штат Монтана, 1925 год. Двое зажиточных братьев Бёрбанк владеют самым крупным ранчо в округе. Худощавый и немытый ковбой Фил (Бенедикт Камбербэтч) — агрессор, успокаивающий себя игрой на банджо в темном углу. В то время как его упитанный брат Джордж (Джесси Племонс) — эстет, который не может устоять перед званым ужином или другим аристократическим времяпрепровождением. Однажды братья узнают о трагедии, произошедшей близ их дома: покончил жизнь самоубийством муж трактирщицы Роуз (Кирстен Данст), оставшейся одной с субтильным сыном-подростком Питом (Коди Смит-Макфи). Джордж Бёрбанк проникается к ней чувствами, что влечет за собой свадьбу. Новую семью отказывается принимать деверь Фил, а переезд в дом Бёрбанков становится сущим адом.
В одноименном романе американского писателя Томаса Сэвиджа, легшем в основу сценария фильма, описаны облики и характеры мужчин американского Запада. В тексте отчетливо проведена граница между штампами, стереотипами ковбоев по отношению к окружающим и логическим мышлением человека. Но главное, что Сэвидж уделяет внимание их отношениям с семьями. Кэмпион же адаптирует текст романа, исходя из современной повестки. Ее интересует поведение женщины в условиях неодобрительного отношения и жесткого поведения мужчин; чувства подростка, оказавшегося под гнетом господствующей гомофобии; а также взгляд современного человека на американскую историю, аллегорией которой и является персонаж Камбербэтча — Фил.
У нас с Бенедиктом не так много совместных сцен. Да и в тех мы по большей части на расстоянии. Поэтому мне приходилось воображать собственного монстра и представлять, что он вытворяет с моей героиней. Так что я жила в этом болезненном, небезопасном, ужасном месте и все время чувствовала себя ужасно. Это совсем не весело. Но я делала это ради Джейн (Кэмпион)!
С героями все не в порядке. Внимание Фила сконцентрировано на своем эго — так неугодные домочадцы оказываются под давлением, а в случае если ему что-то не нравится, он вымещает злость на животных. Роуз отчаянно пытается найти спасение от монстра в облике Фила, в то время как Джордж все реже проводит время с женой. Впрочем, очевидно, что все эти персонажи не выдерживают одиночества. Джордж (впоследствии его подменит Пит) заменяет Филу его лучшего друга, — а сам же нуждается в женской поддержке, которую находит у супруги. Роуз цепляется за выпивку, поскольку до нее нет дела ни Джорджу, ни Питу. Последний, кстати, собирается стать врачом. В поисках хирургической практики, казалось бы, хрупкий паренек с легкостью ловит кролика и расчленяет его в своей комнате.
Вообще, супруги за пределами сцены Джесси Племонс и Кирстен Данст уже играли пару — в телесериале «Фарго». Однако стоит единожды увидеть их дуэт во «Власти пса», чтобы невозможно было представить на этих позициях кого-то другого. Племонс со своей харизмой не уступает Данст с ее неоднократными попытками вживаться в роли потерянных женщин. Бенедикту Камбербэтчу в очередной раз удается играть так, чтобы образ его героя с легкостью сканировался. На этот раз — ковбой, который желает остаться наедине с природой и противостоять преобразованиям ХХ века.
Меня как женщину крайне заинтересовала главная героиня Роуз. Думаю, в то время ей было очень тяжело кому-нибудь пожаловаться. Отсутствие доверия к окружающим вызывает у нее чувство стыда — ведь она думает, что никто не станет ее слушать, — а также навевает ей мысль: «Я жертва, потому что со мной что-то не так». Остается лишь пытаться через все это пройти.
Как известно, множество проблем прошлого тянется бесконечными вереницами. «Власть пса» схожа с утерянным дневником, где подчеркнуты слова: ксенофобия, гомофобия, социальное давление, классовое неравенство, преодоление границ и многое другое. Рассматривая все это, Кэмпион возрождает вестерн с маскулинной идеологией и непоколебимостью мужественных черт.
«Власть пса» — экранизация одноименного романа 1967 года американского писателя Томаса Сэвиджа
Мировая премьера вестерна состоялась на Венецианском кинофестивале 2 сентября 2021 года. Там же Джейн Кэмпион получила «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу
Это первый фильм компании Netflix, снятый в Новой Зеландии
Кирстен Данст и Бенедикт Камбербэтч настолько вжились в свои роли, что не разговаривали друг с другом во время съемок