Как ни странно, трилогия «Матрицы» завершилась спустя несколько месяцев после проката сиквела. Не дожидаясь зрительского ажиотажа, режиссеры Вачовски совместно с Warner Bros. принимают беспрецедентное решение: выпускать обе части подряд. Снимали заключительную «Революцию», разумеется, одновременно с «Перезагрузкой». И, как полагается в случае с блокбастерами, — в условиях строжайшей секретности. По этой причине из каждой щели вылезало множество теорий и догадок, а за распространением слухов не поспевал съемочный процесс. В конце концов сиквел заставил зрителей разделиться на два лагеря: восторженные и раздосадованные. Триквел же не переставали ругать все. Кроме фанатов, которые предпочитают воздерживаться от комментариев и по сей день.
Решение Вачовски отделить «Перезагрузку» от «Революции» понятно. Во-первых, синтез разноплановых тематик позволил расширить вселенную франшизы настолько, насколько это вообще возможно. Собственно, за неимением границ сюжета экспоненциально расширяются истории персонажей. Во-вторых, чего греха таить: прокатные сборы двух блокбастеров все же лучше, чем одного. Хотя над этим следует подумать основательно (к чему вообще эта спешка с прокатом обеих частей?). Причем не нужно вдумчиво смотреть ленту, чтобы установить следующее: если «Перезагрузка» сосредоточена на постановке боев, то «Революция» — на диалогах. Разрыв между этими частями — гигантская пропасть, через которую приходится переступать.
Никто не будет оспаривать очевидный факт, что в базис структуры сюжета «Матрицы» заложены три христианские добродетели. Вера в спасение оставшейся человеческой расы. Надежда на то, что Нео (Киану Ривз) — тот самый Избранный, чьего пришествия ждали долгие годы. Любовь, способная подтолкнуть Нео к спасению Тринити (Кэрри-Энн Мосс) во время падения вертолета. А после смерти Избранного Тринити верит в свою способность его исцелить. Но, несмотря на складность, сложно представить, каким должен быть нарратив сиквела и триквела, чтобы не обесценить эту задумку. Не могут же надежда, вера и любовь идти рука об руку с каждым фильмом. Ведь чудес на свете не бывает. Однако зрителя убеждают в обратном. Любовь побудит Нео выбрать «верную» дверь и спасти возлюбленную. Наконец, из любви к ближнему народ Зиона находит силы бороться с бесчувственными машинами.
Машинную пустоту, отсутствие сочувствия символизирует антипод Нео — Смит (Хьюго Уивинг), чья задача выискивать анархистов, сопротивляющихся правилам иллюзорного мира. Впоследствии он тоже откажется от правил: займется самокопированием, возжелает скинуть оковы и выбраться за пределы своего мира в тесные площади Зиона. Его, кстати, нужно бы называть Сионом, исходя из идеологической концепции сионизма. В «Матрице» объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине символизирует оставшаяся человеческая раса.
Мы выросли, читая комиксы и смотря фильмы. Странно, что эти два искусства разделяют. На самом деле они очень похожи. Кино — это графическое искусство. Неслучайно же говорят «кинокартина».
Таким образом, христианской тематикой пропитана вся трилогия. Нео — мессия. В «Матрице» он верит, что мир можно изменить. В «Перезагрузке» обретает силы за пределами виртуального мира. В «Революции» он достигает апогея, когда оказывается всевидящим слепцом, а обессиленное тело с раскинутыми руками обретает форму креста. Сюжет «Революции» окантован темами перерождения (прежде исполнявшая роль Оракула Глория Фостер скончалась, ее заменила Мэри Элис) и чистилища — граница между мирами, куда француз Меровинген помещает сознание Нео.
К сожалению, запоминающихся сцен в «Революции» недостаточно. По окончании просмотра в памяти моментально всплывает красивая драка в гардеробе садомазохистского клуба и, пожалуй, ключевая битва — Нео vs Смит — под ночным небом. Пусть первая «Матрица» осталась не только ярчайшим представителем эпохи конца ХХ века, но и лучшим фильмом трилогии, зато «Революция» связывает все части воедино, хоть в этом небольшом рейтинге ей уготовано лишь третье место.
Место кратера, где сражаются Нео и Смит, расположено на пересечении улиц Питта, Хантера и О'Коннелла в Сиднее. Это тот самый угол, где Нео сделал телефонный звонок в конце «Матрицы». Телефонную будку можно увидеть справа от того места, где они упали на землю
Скончавшаяся Глория Фостер (исполнила роль Оракула в предыдущих частях) и ее замена Мэри Элис играли сестер в продолжительной бродвейской пьесе. Об этом кастинг-директор Мали Финн вспомнила, когда искала замену Фостер
Хотя наименование города машин не упоминается, судя по информации из «Аниматрицы» (2003), он называется Zero-One и расположен на территории Руб-эль-Хали в Саудовской Аравии. Это означает, что большая часть действия франшизы разворачивается на Ближнем Востоке
В сцене, где Морфеус, Тринити и Сераф преследуют Проводника, можно заметить рекламу овсянки (Tastee Wheat). Маус упоминал ее в «Матрице», когда пытался сравнить виртуальную еду с реальной
Никто не знает, что будет после того, как человек сделает выбор, не поняв, из чего пришлось выбирать.
Любая программа создается с какой-нибудь целью. В ином случае она стирается.