Твое время пришло
Не успела «Игра в кальмара» возглавить список самых просматриваемых сериалов Netflix в 90 странах мира (только за первые четыре недели после премьеры сериал посмотрели 142 миллиона зрителей), как ее сместило с первой строчки новое темное фэнтези — «Зов ада» Ён Сан-хо.
В свое время Ён Сан-хо стал известен благодаря триллеру про зомби-апокалипсис «Поезд в Пусан» — продолжению анимационной ленты режиссера «Станции Сеул». Отличительной чертой картины, в том числе принесшей ей успех, стала удачная коллаборация бешеной динамики и камерности, которая далеко не всегда присуща лентам о зомби. По сюжету группа разношерстных героев оказалась заперта в одном поезде с кучей живых мертвецов и была вынуждена пробираться из последних вагонов к головному. Его продолжение, «Поезд в Пусан 2: Полуостров», вышло куда более шаблонным в плане сюжета и образов персонажей, но все же смогло порадовать неплохим экшеном с отсылками к «Безумному Максу».
Свою новую шестисерийную картину, «Зов ада», Ён Сан-хо тоже снял на основе собственных коротких метров — «Ад» и «Ад: Два вида жизни». Собственно, что в короткометражках, что в сериале действия разворачиваются в альтернативной реальности, где человеку может явиться некое существо (в ленте его именуют ангелом) и передать пророчество, что жить ему осталось некоторое количество времени. По истечении срока (тут зритель вспомнит «Звонок») за героем приходят три демона, убивают его, доставляя при этом ужасные страдания, а после — отправляют душу в ад.
На фоне всеобщей истерии и страха популярность набирает секта «Новая истина», лидером которой является фанатик Чон Джин Су (Ю А Ин). Он представляет обществу трактовку, якобы происходящее является карой Господней для грешников, и призывает людей, получивших послание о дате смерти, покаяться в злодеяниях. Вскоре активным последователем «Новой истины» становится группировка «Стрела», члены которой выслеживают, калечат либо убивают тех, кто, по их мнению, заслуживает «наказания». За расследование сверхъестественных событий и действий секты берется детектив Джин Кен Хун (Ян Ик Джун). Однако ситуация для героя осложняется тем, что Чон Джин Су намеренно знакомится с его дочерью и подбивает ее к совершению «правосудия» над человеком, повинным в смерти ее матери и жены Джин Кен Хуна.
Вторая половина хронометража посвящена уже другой истории — ее действия разворачиваются спустя пять лет после событий третьей серии. В центре сюжета оказывается семья, новорожденный ребенок которой получает послание о скорой смерти. Данная ситуация серьезно угрожает разросшейся «Новой истине», так как младенец априори не мог совершить грех. В надежде скрыть этот факт, организация начинает преследование пары, в то время как супруги знакомятся с жаждущей разоблачить «Новую истину» во лжи группировкой и соглашаются на ее радикальное предложение — выложить видео с казнью их ребенка в интернет.
Нужно сказать, неудивительно, что «Зов ада» вслед за «Игрой в кальмара» Хван Дон-хека приобрел популярность на Netflix. Картина Дон-хека, помимо рефлексии на тему конфликта богатых и бедных, иллюзии равенства возможностей, незаконных сокращений, капиталистической системы, проблем мигрантов и беженцев из Северной Кореи, предоставила зрителю еще и врезающуюся в память кровавую бойню с грамотным саспенсом. По итогу коллаборация левых идей и динамичного экшена вывела сериал в топ западного стримингового сервиса.
С «Зовом ада» та же история. В первой же сцене Ён Сан-хо берет в фокус незнакомого нам мужчину. Он сидит в кафе, но постепенно начинает нервничать. Нарастает тремор, тело начинает биться в мышечных судорогах, а на лице появляется отчаяние. Наряду с этим издали доносится грохот, а земля подвергается колебаниям, как при землетрясении. Неназванный мужчина выбегает на улицу и там сталкивается с мускулистыми существами черного цвета в стиле Marvel. После непродолжительной погони они настигают жертву, нещадно калечат ее, а затем высасывают душу, отправляя ее в ад, — так происходит каждое изгнание. Также фильм предлагает кровавые сцены расправ, совершаемых членами «Стрелы», не гнушающимися нападать на женщин, стариков и, как выяснится, детей.
Однако при этом Ён Сан-хо тесно переплетает фантастическую составляющую с экшен и реализмом — впрочем, как и в предыдущих своих лентах. «Поезд в Пусан» включал в себя рефлексию на актуальную эпидемиологическую тему и социальное исследование реакции человека на массовое безумие. Еще одна фантастическая картина режиссера, «Телекинез», рассказывала историю обычного охранника, который приобрел телекинетические способности после того, как попил воды из горного ручья, и его дочери, отстаивающей перед застройщиками свою закусочную. К слову, цифровой релиз «Телекинеза» тоже состоялся на Netflix еще в 2018 году, так что «Зов ада» для Ён Сан-хо — не дебют на Западе.
В «Зове ада» также можно увидеть отсылающие к современным веяниям узнаваемые сюжеты. Тут и снимающая смерть людей на видео толпа — вирусные ролики затем стремительно распространяются по интернету и набирают неисчислимые просмотры. Вскоре в первых рядах зевак оказываются и богачи, купившие привилегированные места (привет «Игре в кальмара»). Не обходится и без агрессивных стримеров-фанатиков, которые подначивают своих адептов преследовать людей, критикующих «Новую истину» и получивших послание о смерти.
Но самой интересной (хоть и не новой) темой в рамках сериала становится реакция общества на неизведанное. Человек привык к логике и рациональности, и то, что выходит за их пределы, закономерно его пугает. В этом плане «Зов ада» — исследование человеческой склонности слепо поклоняться определенным идеям и рефлексия о последствиях отсутствия критического подхода к определенным вещам. Трактовку событий, которые герои сериала не могут понять и объяснить, предлагает «Новая истина» — ее доктрины оказываются более-менее понятны запуганному населению, искавшему, за что зацепиться, и нашедшему «спасение» в религиозной секте, использующей громогласные идеи для управления массами и удержания власти.
Однако есть у «Зова ада» и недостатки. В целом сериал кажется динамичным, но при детальном рассмотрении некоторые сюжетные ходы выглядят растянутыми, а экшен-сцены приобретают повторяющийся характер, из-за чего зритель все чаще начинает думать, что видел что-то подобное в предыдущей серии. Что касается финала, то он вышел довольно щадящим и предсказуемым, хотя у сериала были все предпосылки поразить зрителя бескомпромиссностью — но это уже было бы ближе к артхаусному, а не стриминговому хиту. По итогу у Ён Сан-хо вышла если и не блестящая, то довольно неплохая жанровая лента, которую, правда, можно было смело уместить в один полнометражный фильм. Что ж, посмотрим, что нам предложит второй сезон, на который нам прямо намекнула концовка шестой серии.
Ён Сан Хо — корейский режиссер, сценарист, автор анимационных лент «Король свиней», «Подделка», «Станция "Сеул"» и боевика «Поезд в Пусан». Его картина «Король свиней» стала первым корейским анимационным фильмом, показанным на Каннском кинофестивале
Оригинальное название сериала переводится как «Ад»
После премьеры на Международном кинофестивале в Торонто шоу также представили на 26-м Международном кинофестивале в Пусане в недавно созданном разделе «На экране» и на 65-м Лондонском кинофестивале BFI в разделе «Острые ощущения»
Проект основан на серии веб-комиксов «Зов ада», написанной Ён Сан-хо и иллюстрированной Чхве Кю-Сок
«Зов ада» сместил с лидирующих позиций «Игру в кальмара», став самым популярным сериалом на Netflix