Зыбучие пески Дюны засасывают с головой
Оттенки сепии. На далекой планете Арракис, в народе прозванной Дюной, рассвет бьет в глаза, когда нога молодого наследника Пола Атрейдеса ступает на землю. Со своей матерью Леди Джессикой (могущественной колдуньей из клана Бене Гессерит) Пол сопровождает к трону отца герцога Лето — нового правителя планеты. Ее обитатели — фримены, мудрецы, которые искусно владеют техниками борьбы и ездят на гигантских червях, но не в состоянии защитить свою землю. Во все стороны разлетается песок, который поблескивает на свету. Просто в нем содержится вещество — спайс (меланж, пряность), — развивающее мышление, а еще позволяющее летать со сверхсветовой скоростью и продлевать жизнь. В общем, при разумном использовании можно нехило разбогатеть. Бывший правитель Арракиса страшный гигант барон Владимир Харконнен не собирается мириться с потерей планеты и строит козни против давних врагов — семьи Атрейдесов. Вот краткий экскурс по сюжету фильма длиной 2,5 часа и первой половины книги Фрэнка Герберта.
Вначале я хотел снимать две части [фильма] одновременно. По некоторым причинам этого не случилось. Тогда я решил сделать первую часть, а затем посмотреть, какую реакцию она вызовет у зрителей. Когда я снимал первую часть, то вложил в нее всю свою страсть на случай, если она будет единственной. Но я оптимистичен.
«Дюна» Дени Вильнева объединяет как лучшие качества блокбастера (размах действия, куча популярных актеров, ни на минуту не тормозящий действие сеттинг, захватывающие баталии), так и арт-кино (сосредоточенность на материале первоисточника, диалогах и психологии героев). По нескольким признакам — арт-мейнстрим. Не зря мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале в 2021 году, где критики восторженно заявляли о поглощающем внимание медлительном повествовании. К концу картины и правда остается лишь выдохнуть и прошептать: «Вау!»
Главное достоинство новой экранизации — иммерсивность, которой обладала вышедшая в 1965 году книга Герберта. Роман не только стал бестселлером, получил несколько престижных наград, но и на многие десятилетия задал вектор развития научной фантастики. В частности, образ песчаных червей Шаи-Хулуд использовали при создании «Дрожи земли» и «Звездных войнов». Очевидно, уже с тех пор фанаты романа ждали киновоплощения, достойного романа. Однако вначале получили информацию о задумке многочасового фильма чилийца Алехандро Ходоровски, который так и не был снят. Затем свое видение предложил Дэвид Линч. Фильм он снял, но впоследствии отрекся от своего творения. Результат его работы был переделан продюсерами. Третьей попыткой стал посредственный сериал из нулевых, в точности следующий по тексту Герберта.
Наконец современное голливудское кинопроизводство позволяет визуализировать даже самые дикие фантазии. Вильнев мечтал снять этот фильм всю свою жизнь. Начинал с артхауса («Водоворот», «Политех»), а в последние годы взялся за научную фантастику («Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049»). Только набив руку, позволил себе притронулся к монструозному во всех смыслах тексту.
Не нужно особой подготовки, чтобы подметить: авторскую «Дюну» Вильнева создавала огромная команда профессионалов. А чем больше команда, тем сложнее с ней управляться. Однако Вильнев, кажется, прекрасно владеет мастерством постановки. Его сосценаристы Джон Спэйтс («Прометей») и Эрик Рот («Форрест Гамп») переработали архаичные куски оригинального текста, а также облегчили для восприятия нарратив. Австралийский оператор Грег Фрейзер («Мандалорец») и канадский художник-постановщик Патрис Верметт («Прибытие», «Пленницы») работали совместно, чтобы передать атмосферу и разнообразие миров, а также дух времени, в котором существуют герои. Для передачи мягкости цветов они даже использовали новую технологию в полнометражном кино: отснятый цифровой материал перенесли на пленку, а затем отсканировали ее, чтобы снова перевести в цифровой формат. Конечно, неоценим и вклад художников по костюмам Жаклин Уэст («Выживший») и Боба Моргана, а также небезызвестного композитора Ханса Циммера — соратника Кристофера Нолана и поклонника романа Герберта.
Впечатляет и звездный актерский состав. На роль Пола Атрейдеса Вильнев пригласил стремительно набирающего известность актера первой величины Тимоти Шаламе. В нем синтезирован облик неопытного юноши, активно стремящегося к познанию себя, и будущего загадочного лидера движения фрименов МуадʼДиба.
Роль Зендеи, также одной из самых известных и популярных молодых актрис, хоть и мала, но кадры с ее участием вкраплены с регулярной частотой. Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джейсон Момоа и Джош Бролин подобраны для своих ролей с особым вкусом. Отдельного упоминания заслуживает гипнотизирующая Шарлотта Рэмплинг, чье лицо скрыто за черной вуалью, а также одновременно пугающий и завораживающий Стеллан Скарсгард.
Наконец «Дюна» Вильнева позволяет насладиться внеземной красотой и испытать множество эмоций. На сегодняшний день это редкое явление, особенно в сложнейших условиях неотступающей пандемии. И, судя по всему, повторить этот увлекательный опыт мы сможем лишь во время просмотра сиквела. Безусловно, если режиссер не потеряет энтузиазм, а компания даст продолжению зеленый свет.
Композитор Ханс Циммер большой фанат «Дюны» Фрэнка Герберта. Ради написания музыки к киноадаптации он отказался от работы над «Доводом» Кристофера Нолана. Ранее композитор и режиссер сотрудничали на постоянной основе
Дени Вильнев подтвердил, что его адаптация «Дюны» будет разделена на два фильма, дабы гарантировать, что оригинальная история будет «сохранена, а не разрезана на миллион частей»
Страх — это убийца разума. Страх — это маленькая смерть, которая приносит полное уничтожение. Я столкнусь со своим страхом и позволю ему пройти мимо меня. Когда страх исчезнет, останусь только я.
Попав в ловушку, животное отгрызет себе лапу, чтобы выбраться. А как поступишь ты?
Мечты создают хорошие истории, но все важное происходит, когда мы просыпаемся.