Создатель фильма «Горько» Жора Крыжовников перенесет действия «Преступления и наказания» в 1992 год.
Все мы знакомы с хрестоматийным романом Федора Достоевского, действия которого разворачиваются в Петербурге XIX века, полном социальных конфликтов. По сюжету жарким июльским днем студент Родион Романович Раскольников, вынужденный уйти из университета из-за отсутствия денег, согласно заранее обдуманному плану убивает процентщицу Алену Ивановну ради получения денег и материальной помощи близким. Впоследствии совершенное героем преступление приводит к расколу в его душе и психологическому срыву, что становится поводом не только для рефлексии на тему социальных обстоятельств, толкающих на убийство, но и для исследования глубинных внутренних процессов человека.
Идея сериала по Достоевскому у нас появилась во время съемок фильма «Лед 2», а меня роман «Преступление и наказание» интересовал давно. Моя короткометражка «Нечаянно» — это Раскольников без идеологии. И сейчас, перечитывая дневники Федора Михайловича, я удивлен, сколь часто он использует слово «нечаянно», говоря об убийстве Раскольникова. В этом смысле я, пусть и в пародийном ключе, но к Федору Михайловичу прикасался, ставил его в институте, всегда любил. Ну, а самое главное — мы нашли одновременно близкое и уже далекое для нас время 1992 года, когда рухнул Советский Союз, остановилось все, что могло остановиться, люди остались наедине с собой, без ощущения будущего. И именно в этой социально-культурной ситуации «Преступление и наказание» работает особенно остро.
«Преступление и наказание» экранизировалось множество раз. В 1934 году вышла адаптация французского режиссера Пьера Шеналя, где Раскольникова сыграл Пьер Бланшар, получивший на Международном кинофестивале в Венеции в 1935 году Кубок Вольпи за «Лучшую мужскую роль». Годом позже роман экранизировал Джозеф фон Штернберг — в его версии главную роль исполнил Петер Лорре. Еще одну французскую киноверсию «Преступления и наказания» поставил Жорж Лампен, выбравший на роль Раскольникова Робера Оссейна. Свое видение романа предложил даже представитель немецкого экспрессионизма Роберт Вине, подчеркнувший состояние героя и общую атмосферу при помощи характерной для направления экспрессионизма игры света и теней. В СССР же первая экранизация вышла в 1969 году. Двухсерийный фильм Льва Кулиджанова, принявший участие в основной программе Венецианского кинофестиваля, наилучшим образом передал болезненную нервозность Раскольникова, блестяще сыгранного Георгием Тараторкиным.
Федор Михайлович Достоевский в свое время рассказал о нас все. Такой материал в руках талантливого режиссера со своим уникальным почерком — это большая ценность. Жора Крыжовников — автор, который способен сегодня рассказать классику так, чтобы современный зритель не смог оторваться от фильма независимо от того, читал он Достоевского или нет. И, конечно, Жора очень непредсказуемый режиссер, поэтому нам, как зрителям, не терпится увидеть результат.
Что касается замысла Крыжовникова, то его адаптация «Преступления и наказания» будет разработана в формате сериала и станет своеобразным переосмыслением судьбы Раскольникова. Действия в ленте будут по-прежнему разворачиваться в Петербурге, но уже на фоне девяностых годов, когда рухнул Советский Союз, а люди жили в обстановке беззакония, нищеты и без ощущения будущего. Таким образом, авторы осовременят классический роман, но при этом сохранят его фабулу и центральные лейтмотивы — Родион Раскольников все так же решится на убийство (его жертвой станет владелица ломбарда), а знакомая нам Соня Мармеладова будет продавать себя за валюту, спасая семью от нищеты.
Закономерно, что Петербург 1992 года обрастет характерными для этого временного отрезка приметами. В сериале мы столкнемся с ворами в законе, коррумпированными полицейскими, бандитами, а также отчаявшимися людьми, потерявшими работу и не видящими просвета в будущем. Также следует ожидать, что создатели сериала уделят особое внимание петербургской топографии и субъективному болезненному восприятию Раскольниковым окружающей среды, которое в романе подчеркивалось будто бы искаженной реальностью и дурманящей жарой.
Помимо Жоры Крыжовникова («Лед 2», «Звоните ДиКаприо!», «Горько!»), над сценарием будет работать Алина Тяжлова — креативный продюсер «Спутника» и обеих частей «Льда». Продюсерами проекта выступят Крыжовников, Федор Бондарчук («Я остаюсь», «Батальонъ», «Призрак»), Александр Андрющенко («Призрак», «Чики»), Михаил Врубель («Призрак», «Чики») и Вячеслав Муругов («Туман», «Кухня», «Восьмидесятые»). Всего шоу будет состоять из восьми эпизодов и выйдет на more.tv. Дата релиза проекта неизвестна — пока только есть информация, что съемки планируются на лето 2022 года.
События «Преступления и наказания 1992» развернутся в Санкт-Петербурге в 1992 году, где Родион Раскольников решает убить владелицу ломбарда