Бьюэлл, округ Файетт, — городок, каких много в небольшой Пенсильвании и соседних «ржавых» штатах. Повальная безработица, рыжие трубы некогда блестящего, а ныне закрытого сталелитейного завода, социальная депрессия, неизбежная наркомания и объединяющее всех чувство забытости и ненужности, обособленности от «большого» мира, до которого рукой подать. Нечто подобное мы уже видели в недавно вышедшем сериальном хите от мастера пенсильванского панегирика Брэда Ингелсби — «Мейр из Исттауна». И это вполне отвечает утвердившейся на американском телевидении, пресыщенном противопоставлением восточного и западного побережий, тенденции рассказывать о жизни провинциальных городков — срединной и серой Америки, в которой, к слову, узнается судьба многих российских городов-призраков, разоренных упадком тяжелой промышленности (в Бьюэлле есть даже православная церковь).
В отличие от «Мейр», «Американская ржавчина» может похвастаться крепкой литературной основой. Речь идет об одноименном дебютном романе Филиппа Майера, опубликованном в 2009 году. В нем писателю удалось выйти за рамки «социальности» и придать привычному детективному сюжету в знакомых декорациях налет метафизичности, напоминающий ту самую стальную пыль, что покрывала Бьюэлл и его обитателей до закрытия завода. За это Майер удостоился сравнений не только с главным защитником униженных и оскорбленных Америки Джоном Стейнбеком (который, разумеется, был шире этого определения), но и равновеликим ему патологоанатомом судьбы юга США — Уильямом Фолкнером.
В сериале, как и в книге, пять фокальных персонажей: 20-летний, робкий и субтильный Айзек — почти «Подросток» Достоевского, — который сбегает от своего вечно брюзжащего отца-инвалида; «бросившая» его старшая сестра Ли, поступившая в Йель и живущая в полном благополучии в Нью-Йорке с мужем; лучший (и единственный) друг Айзека, простоватый Билли По, бывшая звезда футбольной команды со склонностью к агрессии и незалеченной любовью к Ли; мама Билли — Грейс, отважно борющаяся с жизненными трудностями вроде неверного мужа, непутевого сына или болью в пальцах из-за изнурительной работы; и, наконец, ее любовник, местный шериф Делл Харрис, человек непростой судьбы, сбежавший в Бьюэлл из большого города.
И без того безрадостное течение жизни прерывается двумя связанными друг с другом печальными событиями (хотя с точки зрения драматургии их правильнее было бы назвать действиями), которые коснутся всех главных героев. Айзек, сбегая из дома, встречает по дороге Билли, приметившего бывшего помощника шерифа Новика, с которым у него личные счеты, и вместе они следуют за ним на заброшенный заводик. Дверь со скрипом закрывается, звучат сдавленные крики, а чуть позже там же обнаружат мертвого Новика. Как следствие, Ли приходится вернуться домой, чтобы ухаживать за больным отцом, Айзек отправляется в бега, а Делл, обнаруживший на месте преступления куртку Билли, оказывается перед непростым выбором — обвинить сына своей возлюбленной в преступлении или попытаться отвести от него подозрения.
Джефф Дэниелс — артист феноменального таланта, а Дэн Футтерман — прекрасный писатель. На примере судеб ярких персонажей, оказавшихся в эпицентре расследования дела об убийстве, «Ржавчина» расскажет актуальную и трогательную человеческую историю коррозии американской мечты.
Создатель телеадаптации, Дэн Футтерман, пытается добавить действию динамики, усилив детективный элемент — в отличие от неспешного по темпу романа в сериале мы не знаем, кто именно виновен в преступлении. Впрочем, это не изменяет его созерцательной природы и не отвлекает от Бьюэлла как, возможно, главного действующего лица, представленного как заколдованное место, из которого можно выбраться, только пожертвовав чем-то (так случается с Ли и позже с Айзеком). Жители как будто парализованы и отравлены сомнамбулической атмосферой города, лишающей их воли.
Пожалуй, моя героиня слишком поглощена жизнью своего сына и их отношения созависимы. Ее также тянет к своему мужу. Несмотря на то, что он плохой отец, он обаятелен и притягателен для нее. С другой стороны, в ее жизни есть такой положительный Делл, ее привлекает его доброта. И она понимает, что именно такой мужчина ей и нужен, и это чувство усиливается, когда она понимает, что он может спасти ее сына. Вообще, я не всегда уверена в том, каковы ее мотивы в конкретный момент.
Зрителя, пожалуй, может отпугнуть свойственный сериалу убыточный психологизм героев, унаследованный у романа, в котором нарративом правит злой рок. Персонажи подчас действуют алогично и ведут себя иррационально — Билли, несмотря на предложенную ему спортивную стипендию, не покидает Бьюэлл даже после отъезда возлюбленной и лучшего друга, а вундеркинд Айзек, мечтающий поступить на факультет астрофизики в Калифорнии, избирает для этого самый неочевидный путь, скитаясь по Америке на поездах и продавая себя дальнобойщикам.
Крепенький и кряжистый сериал «Американская ржавчина» прежде всего говорит о человеке и проблеме выбора, о которой напоминает и Майер в прологе к своему роману, неслучайно цитируя строку из романа Альбера Камю «Чума», действие которого тоже происходит в небольшом городке: «Просто для того, чтобы сказать о том, чему учит тебя година бедствий: есть больше оснований восхищаться людьми, чем презирать их».
Сериал снят по мотивам одноименного романа Филиппа Майера — «Американская ржавчина»
Действия шоу развернутся вокруг начальника полиции Дела Харриса, который расследует дело об убийстве, пытаясь помочь сыну своей возлюбленной избежать тюрьмы
Главные роли в сериале исполнят Джефф Дэниелс и Мора Тирни
Вам есть что праздновать. Ваш сын избежал тюремного заключения сегодня, хотя за избиение ему полагалось от двух до четырех лет, и, несмотря на то, что парень, которому он чуть не проломил череп, уже лежал на земле, вашему парнишке дали условный срок. Вам есть что праздновать.