«Основание» снято по серии романов Айзека Азимова, альфы и омеги американской научной фантастики, творившего на самой заре жанра, когда звездолеты были чем-то необычным и появлялись разве что в произведениях Уэллса, а встраивать в произведения монолитные политические мотивы общего толка было чем-то новым. О Хари Селдоне — гениальном ученом и его теории психоистории, способной математически предсказывать будущее, Азимов написал пять книг, экранизировать которые казалось делом невозможным. По крайней мере до наступления эпохи сериалов, стримингов и всеядной аудитории, требующей зрелищ.
На этот зов общества откликнулся Дэвид С. Гойер, соавтор нолановской трилогии о Темном Рыцаре и сценарист «Человека из стали» — фильмов, что важно, отличающихся монументальной серьезностью. Перед ним стояла трудно переоценимая в своей сложности задача — из множества сюжетов, героев и эпох, описанных Азимовым, выбрать лишь малую их часть и слепить из нее стройную историю, что, по крайней мере на момент выхода шести из десяти эпизодов, ему, как кажется, не вполне удалось.
Начнем с краткой экспозиции. Процветающей межгалактической империей с планетой Трантор в самом ее центре правят три императора клона — точные копии легендарного правителя Клеона, жившего 400 лет назад. Отличаются они только возрастом. Брат Рассвет — самый младший, брат День — средний, но первый по влиянию, и, наконец, самый старший — брат Закат. Видимое благополучие империи нарушают два события.
За последние 50 лет студии не раз пытались адаптировать книги цикла. «Основание» — одно из величайших художественных произведений. Оно оказало огромное влияние на многие фантастические вселенные: в частности, на «Звездные войны» и «Автостопом по галактике».
Во-первых, научная гипотеза Хари Селдона о закате цивилизации в течение ближайших 500 лет, воспринимаемая в силу своей сложности скорее как пророчество, обретает все большую популярность в народе, подрывая власть императоров. Во-вторых, почти одновременно с этим неизвестные террористы взрывают Звездный Мост, соединяющий поверхность планеты со станцией-вокзалом, кружащей по ее орбите. Перед самым взрывом моста на Трантор прибывает вундеркинд Гаал Дорн (в книге юноша, в сериале — девушка), единственная, кто может понять теорию Селдона. Она подтверждает правильность вычислений, и брат День отправляет Селдона со всеми его последователями на далекую и незаселенную планету Терминус, чтобы там они основали новый очаг цивилизации, способный возродить знания, которые будут утеряны империей. Собственно, эта экспедиция и получает название «Основание».
С этого момента действие рассекается и развивается параллельно на разных планетах и, что очень сбивает, в разных временных отрезках, то возвращаясь в прошлое Гаал, которая становится одним из главных лиц этой истории, то в условное настоящее, в котором корабли «Основания» медленно плывут на Терминус (это занимает несколько лет), то в будущее, примерно через 30 лет после отбытия Селдона, в котором новый брат День пытается скрепить рассыпающуюся империю, а первое поколение колонистов, уже прибывших на Терминус, пытаются выжить.
Такая нелинейность ожидаемо вносит неразбериху и затрудняет понимание поступков персонажей, как, впрочем, и не оставляет места их развитию в рамках общего сюжета. Повествование превращается в отрывочное, не слишком связное нагромождение событий, которые кое-как пытается связать между собой закадровый голос Гаал Дорн. Такая дискретность сюжета губит и условно большие идеи — ценность знаний, их относительность, противостояние верованиям, губительность невежества — которые Гойер просто не успевает проговорить, произнося только тезисы, и лишает персонажей выразительности, не позволяя зрителю сблизиться с ними. Оттого чувства героев, их победы и поражения не вызывают сочувствия, а история лишается сердца.
Не спасают историю и актеры, за исключением разве что опытного Джареда Харриса — в его Хари Селдона, появляющегося в первых двух эпизодах, а затем берущего паузу, веришь сразу, чего нельзя сказать о более молодых партнерах актера — Альфреде Энохе, сыгравшем его приемного сына, и помощнике Рэйша, Лу Льобелл, исполнившем роль Гаал Дорник, и Лее Харви, которые (актриса небинарная персона и называет себя «мы») сыграли Салвора Хардина — защитника колонии на Терминусе.
Неповоротливой и громоздкой истории Гойера не хватает живости, все герои, за исключением кривовато ухмыляющегося Селдона, предельно серьезны и старательно хмурят брови — еще бы, ведь от успешности их миссии зависят судьбы миллионов. Непозволительная и сбивающая с толку пафосность, кажущаяся неуместной и, что более важно, безосновательной на современном телевидении.
Одним из продюсеров будет дочь Айзека Азимова — Робин Азимова