Правда или действие?
Кто-то едет в столицу Германии, чтобы увидеть Берлинскую стену, кто-то отправляется в Париж, чтобы насладиться видом Эйфелевой башни. Один предпочитает путешествовать по египетским пустыням, а другой — бродить по замерзшему Байкалу. В солнечном Лос-Анджелесе тоже есть своя достопримечательность, претендующая на звание одного из самых популярных туристических мест в Америке. Речь идет о знаменитой розовой стене магазина одежды Paul Smith, на фоне которой ежедневно делают селфи сотни путешественников. Каждые три месяца цвет стены корректируется до нужного, чтобы ничья фотография не была омрачена внезапно обнаруженной шероховатостью или грубой трещиной посреди идеального розового покрытия.
Сотни туристов покупают билет на самолет только для того, чтобы сделать одно фото на фоне стены и, отметив локацию, получить больше лайков и больше фолловеров. Журналист Ник Билтон несколько лет наблюдал за людьми, паркующими автомобили на заветной улице, и пытался понять, что их объединяет. Неужели речь идет о банальном стремлении к популярности и богатству? Вскоре интерес Билтона к феномену перерос простое наблюдение — он решил снять фильм-эксперимент, основанный на изучении алгоритмов инстаграма* , одной из самых популярных социальных сетей в мире.
Съемки этого фильма были похожи на плавание листа в ручье. Что бы ни произошло, лист плывет по течению.
Тогда Ник разместил в интернете объявление, в котором указал, что устраивает особый кастинг с одним критерием: участник должен отчаянно желать популярности. Ник пообещал выбрать троих счастливчиков и обеспечить им приток подписчиков, искусственным образом подгруженных в социальную сеть. Было решено написать для каждого участника шоу новую блестящую биографию, чтобы посмотреть, как на это отреагирует сообщество — заметит ли хоть один человек, что он подписан на персонажа с фальшивой популярностью, или примет все за чистую монету?
После изучения анкет выбор Билтона пал на юную привлекательную актрису Доминик, уверенного в себе модельера по имени Крис и вечно встревоженного ассистента агента по недвижимости Уайли. Все они однажды приехали в Лос-Анджелес, чтобы стать богатыми и известными, но до сих пор, по разным причинам, не достигли задуманного. В начале фильма у каждого из героев было не больше двух тысяч подписчиков, основную часть из которых составляли их личные знакомые. Режиссер пообещал, что с помощью специальных программ, стилистов, фотографов и нескольких тысяч долларов все они обретут всемирную известность и превратятся в настоящих инфлюенсеров.
«Фальшивая популярность» — это необычайно увлекательное путешествие за кулисы красивой жизни. В нем едва ли можно обнаружить пропаганду, направленную против интернета и социальных сетей (как было, например, в одном из документальных фильмов Нетфликса «Социальная дилемма»), ведь око камеры сосредоточено на эксперименте и его результатах, а не на попытке отыскать факты, подтверждающие ту или иную точку зрения. Фильм предлагает не только яркое путешествие в мир блогерства, но и подробно рассказывает о том, какой разной может быть жизнь инфлюенсера и что обычно остается сокрыто за широкими улыбками на фоне океана и смонтированными распаковками подарков от Chanel.
Фильм является наглядным пособием, как поднять инстаграм с нуля до четверти миллиона подписчиков всего за несколько месяцев (спойлер: не во всех случаях это возможно легально).