Весь мир продолжает фанатеть от аниме. Это обусловлено тем, что японский мультипликационный мейнстрим давно ушел от фокуса на детском контенте. Если «Дисней» продолжает снимать мультики для дошкольников (пусть даже поднимая при этом важные темы), то аниме-студии рисуют и для подростков, и для взрослых. Сериал «Эдем» не стал исключением: он нацелен скорее на аудиторию от средней школы и дальше, хотя создателями он позиционируется как 6+.
В центре сюжета — мир через 5000 лет. Он стал совсем другим — теперь вместо людей бал правят роботы. Земля превратилась в цветущий сад, а разумные машины живут в мире и гармонии, собирая яблоки и проводя день за днем по отлаженному, прописанному много десятков лет назад циклу. Более того, человечество исчезло настолько давно, что превратилось в миф, опасный и вольнодумный. Верить в людей строго запрещено — это выдумки про страшных существ, которыми пугают по ночам особо впечатлительных. Но дело в том, что люди действительно существовали и от них остался след (помимо созданных ими роботов и того пластика, который еще не разложился). Драма завязывается, когда два сельскохозяйственных робота случайно находят капсулу с человеческим детенышем, живым и вполне дееспособным. Поскольку вера в людей грозит перепрограммированием, роботы вынуждены скрываться в общине инакомыслящих, где и растят Сару. Через несколько лет девочка начала задаваться экзистенциальными вопросами: откуда она взялась, как долго она была в капсуле, кто были ее родители, давно ли исчезло человечество.
«Эдем» похож на «Небесный замок Лапута» наоборот. Если во втором случае дети искали мифический летающий остров, на котором оказались роботы, то в первом, напротив, роботы нашли людей, в существование которых уже никто не верил. В целом приятно видеть такие переклички (которые не могли быть случайными, ибо мультик Хаяо Миядзаки слишком известен), хоть и не в привычной рисовке (что неудивительно — студия другая).
Главная претензия к аниме любого рода — излишняя откровенность женских образов. Причем этим грешат даже те мультсериалы, которые рассчитаны на детей (напоминаем: у «Эдема» официальный рейтинг 6+). Совершенно не сексуализировать и не объективировать главную героиню Сару не получилось: штаны у нее с вырезами на внутренней стороне бедер, а у тесного верха костюма открытые плечи и глубокое декольте. Что ж, в этом плане Япония продолжает балансировать между невинными и детскими по рисовке мультиками Миядзаки и откровенностью взрослого аниме на грани фетишизации.
Сериал получился несколько скомканным из-за того, что создатели ограничились всего четырьмя сериями. Обычно же для полноценного развития истории сценаристом требуется от тринадцати до 24 серий. Персонажи не успевают как следует раскрыться и полюбиться зрителям, а семена интересных зацепок в истории не успевают даже наклюнуться. И это портит впечатление, потому что история в целом нивелируется до простой однолинейной фабулы: Сара обнаруживает, что человечество могло выжить, и пытается его спасти, на этом поставлена точка. Впрочем, даже в этот небольшой формат удалось уместить хорошо выстренный эмоциональный и идеологический посыл. Здесь есть и карающая рука власти, и запрет инакомыслия, и вера в прекрасное будущее. Перекликается с вечными человеческими ценностями, не так ли?