Последние годы стали настоящим бумом женского рэпа — в дополнение к Ники Минаж появились Cardi B, Megan Thee Stallion и Doja Cat. Их наглая и бодрая читка сразила как олдов профессии, так и тиктокеров. Россия в этом плане не имеет своих ярких звезд рэп-сцены — балом по-прежнему правят мужчины-исполнители. Однако некоторые прорываются и доказывают свою состоятельность — одной из самых ярких артисток отечественной хип-хоп-сцены можно считать Mozee Montana.
Алина Мкртчян (это настоящее имя певицы. — Прим. SRSLY) родилась в Армении в 1997 году. Когда девочка была совсем маленькой, семья переехала из солнечного Еревана в холодный Владивосток. Юная отличница Мози Монтана тянулась к хип-хопу с детства — ее отец сам был фанатом этого жанра и часто с дочерью слушал записи Тупака и Big Pun. Поворотным моментом для Алины стала смерть папы, когда ей было девять лет. В попытке выразить свои эмоции и переживания девочка начала сочинять стихи, что стало начальной точкой в карьере будущей рэперши.
В двенадцать лет Алина записала свою первую музыкальную работу под ником $low Mo — ей стал ремикс на трек Ники Минаж Bottoms Up. В записи Мкртчян помогал приятель Mazda, который впоследствии познакомил ее с местным рэп-сообществом. Тогда же будущая Мози начала выступать на онлайн- и оффлайн-баттлах, где неожиданно для всех заявила о себе как настоящий MC. Алина была на пару голов ниже многих рэперов, но нахальства и смелости в ней более чем хватало. Она «вынесла» своих вчерашних кумиров и заслужила респект в рэп-сообществе. Мкртчян стала выступать в клубах Владивостока, но этого, как и участия в местном баттле «Битва за конверт», было недостаточно, чтобы привлечь к себе внимание новых слушателей.
Ради успеха девушка решила пожертвовать образованием: она бросила школу, не окончив 10-й класс, и переехала в Москву. В 2014–2015 годах она записала свои первые мини-альбомы — Total Black, XXXVI и LTVM. Переезд в Москву давался Алине непросто — приходилось зарабатывать любыми способами, пока музыка не начала приносить доход. К счастью, девушка отличалась отличными предпринимательскими способностями. Например, вместе с друзьями она открывала разные торговые точки на рынках.
Прорывным годом стал 2016-й. Именно тогда, после оффлайн-баттла SLOVO: Дальний Восток, на Алину обратили внимание матерые артисты жанра. Показательным признанием стал респект в твиттере от Оксимирона** , оценившего речитатив и тексты рэперши. Стоит заметить, что Алина поднимала темы, которые понятны и популярны в хип-хоп-сообществе: бедность, стремление чего-то достичь и преодоление себя. Все эти мотивы, перемешанные с дерзкой читкой, привлекали внимание еще и тем, что читает их наглая пацанка, которую не смущают гендерные стереотипы. В том же году вышел EP «Аля Бумае», после чего Алина взяла более известный всем псевдоним Mozee Montana.
В 2017-м свет увидел мини-альбом Hayastan Boomin, совместка с Машей Him'ой и Эмелевской под названием «Неплохо для дабы» и дуэт с Даней Кашиным** «Дикость». В том же году Montana обрела известность как MC, выступив на 140 BPM Cup. Алина не стала участницей турнира, но у нее была возможность продемонстрировать себя на основном ивенте с рэпером Walkie. На этом коротком баттле Мози с легкостью показала высокий уровень техники и хорошие панчи. При выявлении победителя у зала был примерно одинаковый уровень аплодисментов. Противостояние определенно удалось. Через год ситуация повторилась на баттле Монтаны и Галата. У последнего были качественные раунды, но флоу Алины было не менее крутым. 2018-й ознаменовался для Мкртчян выходом первого лонгплея — «Молодая легенда» и следующей за ней пластинкой Flashback.
Несмотря на малое количество баттлов и неширокую популярность ее музыки, Mozee Montana — одна из тех артисток, кто заслуживает уважения. Как главная героиня «Хода королевы» не побоялась пробиться в мужской мир шахмат, так и Алина Мкртчян не побоялась попытать удачу в мужском мире рэпа. Она продолжает выпускать новые релизы, где поднимает темы депрессий, внутренних загонов и преодолении страхов. Также Montana активно сотрудничает с другими артистками и продвигает женский рэп в России, который до середины десятых казался несуществующим жанром. Музыка Монтаны по контексту хоть и напоминает идеи других артистов, но за счет подачи грамотно выделяется на их фоне.