Дмитрий Глуховский** — один из самых медийных современных писателей в России, активно читаемый и за рубежом. По его произведениям снимают фильмы, создают игры и пишут официальные фанфики — Дмитрий один из немногих, кто отдал свой авторский мир другим писателям и превратил его в личный бренд.
К писательству Дмитрий тяготел с детства — можно сказать, в Глуховских это было семейное. Отец мальчика, журналист и переводчик сербской поэзии, в девяностые был вынужден переквалифицироваться в бизнесмены, чтобы уберечь семью от типичной для того периода нищеты.
Дмитрий начал писать первые рассказы лет в десять, со временем они уже разрослись до романов в больших тетрадях. В подростковом же возрасте у него появились первые идеи некоего постапокалиптического мира, связанного с метро.
К литературному успеху Глуховский пришел уже с увесистым багажом образования и опыта. После школы учился на факультете общественных наук Иерусалимского университета, затем работал журналистом на телеканале EuroNews в Лионе.
После возвращения на родину журналистская карьера продолжилась в Russia Today, где Дмитрий совсем нескучно провел время: много работал за границей, входил в «кремлевский» пул журналистов и даже вел репортаж с Северного полюса. После работал ведущим на радио «Маяк» и канале «Культура».
Подростковая любовь к писательству, меж тем, лишь укреплялась, и в конце концов молодой журналист взялся за ту самую идею мира постапокалипсиса, которая родилась еще лет в четырнадцать.
По традиции, издательства сперва не оценили потенциал фантастического дебюта, и Дмитрий попросту выложил его в сеть, чтобы найти своего читателя хотя бы так. Читатель нашелся. «Метро 2033» так зашло интернет-аудитории, что на этот раз издатели уже сами пришли к автору в надежде на сотрудничество и разработку такой золотой жилы.
Произведение и без того уже имело гору поклонников, а после проведенной рекламной кампании заполучило бешеный успех, заработав звание лучшего дебюта 2007 года по итогам конкурса Европейского общества научной фантастики. Глуховский сделал из него трилогию и на том со вселенной «Метро» решил завязать. Меж тем, фанатский энтузиазм достиг такого накала, что в итоге породил проект «Вселенная «Метро 2033», где любой желающий может резвиться в авторском мире Глуховского и даже быть официально изданным.
Выпустив следом еще один роман «Сумерки», Дмитрий снова сорвал аплодисменты. Книга получила престижную литературную премию Utopiales. В этом же жанре был написан «Пост» — аудиосериал для Storytel, который Дмитрий еще и сам озвучил.
После антиутопии «Будущее» Глуховский наконец стал больше тяготеть к реализму, и его роман «Текст» собрал в себе все стремления автора сделать реалистичный слепок с настоящего. Впоследствии по книге не только поставят спектакль в Театре Ермоловой, но и снимутТот Самый Фильм, из-за которого интернет сошел с ума и чуть не отправил в монастырь Кристину Асмус за разврат. Сценарий к ленте писал сам Глуховский, и за работу свою получил приз Франсуа Шале на Кинофестивале российского кино в Онфлере.
Успех романов поддерживает Дмитрия материально и позволяет не напрягаться на журналистской работе, в расслабленном темпе пописывая колонки в GQ и «Сноб». Помимо «полнометражных» произведений, Глуховский выпустил сборники рассказов «Ночь», «Рассказы о животных» и «Рассказы о Родине». Как человек разносторонний, он всегда не боялся браться за разные форматы: писал пьесы, в том числе Infinita Tristessa по миру «Метро 2033», принимал участие в написании либретто к опере «Три астронавта», по приглашению Тимура Бекмамбетова перевел и адаптировал на русский язык мультфильм «9» (и к нему же написал предысторию), а также выступил сценаристом веб-сериала «Топи».
С экранизацией самой известной книги Дмитрия ситуация шаткая — одно время правами на роман владела студия MGM, но сотрудничество окончилось ничем, и на данный момент снять «Метро» обещают российские киноделы. Правда, участие самого автора в процессе постепенно сошло на нет.
Дмитрий известен тем, что легко выкладывает свои произведения в интернет и балует фанатов большими творческими планами. Правда, некоторые проекты, подобно экранизации «Метро 2033», нередко повисают в воздухе, как это случилось с графическими романами «Пост» и «Падающая звезда».