Молодой российский режиссер из Нальчика покорил всех сразу же своей самой первой большой работой — «Теснотой». В своих фильмах Балагов не боится говорить на темы, из-за которых он может не получить госфинансирование, а в жизни не боится мечтать по-крупному: чтобы в его родном городе молодежь могла свободно посещать культурные мероприятия и проявлять себя в творческих студиях, которых сейчас там практически нет.
Кантемир родился и вырос в Нальчике в не самое спокойное послесоветское время. После школы молодой человек не знал, чем заняться, искал себя, но родители настояли на том, что ему нужно прежде всего найти высшее образование. Кантемир нашел Краснодарский институт милиции в городе Ставрополь, где учился на бухгалтера и заочно на юриста. Интерес к режиссуре и операторской работе Балагов проявил благодаря отцу — тот подарил сыну зеркалку, на которую Кантемир начал снимать свои первые видео-ролики.
Тогда же молодой режиссер начал постигать волшебное искусство монтажа, но и этого оказалось ему мало, поэтому Балагов сел, написал заодно уже и сценарий, снял тизер нового проекта и выложил на ютьюб. Так, совершенно спонтанно и без долгосрочного планирования вышел 10-серийный веб-сериал о жизни нальчикской молодежи. Благодаря проделанной работе о Кантемире узнал режиссер Александр Сокуров, который тогда открыл свою творческую мастерскую в Кабардино-Балкарском университете.
Кантемир, находившийся в поисках творческого «я», сам написал Сокурову, не зная о том, что режиссер уже знаком с его творчеством. Сначала Балагов посещал лекции вольным слушателем, а потом был зачислен сразу на третий курс (из пяти). Во время обучения в университете молодой режиссер успел снять несколько короткометражек: документальный фильм «Андрюха» и биографический «Первый я».
Первым полнометражным фильмом Кантемира Балагова стала кинолента «Теснота». Дебют молодого режиссера состоялся в 2017 году, да не в каком-нибудь ДК им. Ленина, а прям сразу на юбилейном 70-м Каннском кинофестивале, в программе «Особый взгляд». Фильм получил награду ФИПРЕССИ (Международной федерации кинокритиков и киноведов). Уже через два года Кантемир показал, что окно в Европу, дерзко прорубленное им с самого начала карьеры, не заколочено — и вернулся в Канны со своей новой работой, наделавшей шуму в России «Дылдой». Балагов получил приз за лучшую режиссуру, а также снова унес домой ФИПРЕССИ. В этот же год кинолента «Дылда» вошла в шорт-лист премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», но до окончательного списка номинантов, к нашему сожалению, не дошла.
После успеха в Каннах в 2017 году покой Кантемиру Балагову только снится: он был удостоен премии «GQ Russia» в категории «Открытие года», дал большое интервью изданию, а еще оказался на обложке мартовского номера и попал в список 50-ти самых стильных мужчин России в 2020 году. Теперь многие топовые издания хотят заполучить его к себе. Пока что это удалось журналам Esquire, «Афише Daily», «Собаке.Ру», «Сеансу» и, конечно, Юрию Дудю** (а тот, в свою очередь, побывал в родном городе Кантемира). У молодого режиссера, не стесняющегося выражать свои мысли при помощи киноязыка, определенно есть потенциал — а мы надеемся, что этот «язык» талантливому человеку не обрежут.
В январе 2021-го стало известно, что Кантемир поставит первые эпизоды сериала HBO по видеоигре The Last of Us. Для Балагова, заядлого геймера и фаната игры, этот поворот карьере подобен исполнению мечты. «Никогда не забуду как The Last Of Us открыла во мне что-то новое, показала то, чего я раньше в себе не видел. Я до последнего не верил, что это станет возможным», — признается режиссер. Сразу после экранизации игры Кантемир займется лентой «Моника», действо которой развернется в наши дни на территории Кабардино-Балкарии, а в центре повествования окажутся отец и сын. Над сценарием Балагов традиционно будет работать сам при активной помощи писательницы Марины Степновой.
Состоит в отношениях с режиссером Кирой Коваленко, с которой познакомился во время обучения в университете на курсе Александра Сокурова. Вместе они воспитывают собаку Рокко, породы левретка.
А насчет детей Балагов говорит, что заводить он их не будет до тех пор, пока не поймет, зачем они ему. Его бы слова, да некоторым семьям в мысли.