Говорят, что у студии Warner Bros. есть всего два режиссера, которым позволено делать почти все, что вздумается и оставлять за собой право финального монтаж фильма — это Клинт Иствуд и Кристофер Нолан. Британский режиссер «Начала» и «Интерстеллара» — действительно редкий экземпляр самобытного творца, нашедшего дорогу в сердца массовой аудитории, при этом не делая скидок и поблажек. А еще его знают как безумного трудоголика и перфекциониста, предпочитающего пленку «цифре», дорогие декорации и настоящие взрывы — зеленому экрану, и позволяющего актерам читать сценарий грядущего фильма только в запертой комнате без гаджетов.
Сложно поверить, но «гений Нолан» — самоучка без малейшего профильного образования. В семье будущего режиссера были люди, имеющие отношение к кинематографу: дядя Криса Джон и его жена Ким Хартман были актерами.
Однако Крис зафанател от кино совершенно самостоятельно, в юном возрасте, как и многие — от «Звездных войн», да еще от «Космической одиссеи 2001» Стэнли Кубрика, которого считает своим кумиром по сей день.
А тогда маленький Кристофер брал папину отцовскую камеру и сам снимал сюжеты, привлекая в качестве актеров игрушки. Уже во время учебы на факультете английской литературы Лондонского университета он был президентом университетского киносообщества и занимался съемками короткометражных фильмов, среди которых «Жук-скакун» и «Кража». На тот момент особой веры в себя у Нолана не было — мир кинематографа на родине, по его словам, снобский и предвзятый к новичкам, в отличие от Голливуда, где все жадны до молодых талантов.
Несмотря на пессимизм, первая полнометражная работа Кристофера — «Преследование», снятая в 1998 году всего за шесть тысяч долларов, оказалась успешной и отбилась при показе.
Через два года Нолан снял свой прорывной детективный триллер «Помни» — непростую историю, ломающую стандартный линейный ход времени в повествовании. Потом это уже будет фишкой Кристофера Нолана, за которую фанаты его и любят. Разбираться в заковыристой хронологии его фильмов — отдельный сорт удовольствия для кино-гурманов.
После «Помни», взявшего, кстати говоря, номинацию на «Оскар», британским самородком всерьез заинтересовались голливудские продюсеры. Нолан снимает «Бессонницу» с Робином Уильямсом и Аль Пачино, и пусть сейчас этот фильм вспомнят только прошаренные ценители творчества режиссера, он закрепил его позиции на пути от перспективного новичка к заслуживающему доверия профессионалу.
Лучшие карты оказались у него на руках, когда Нолан стал режиссером трилогии про Бэтмена. Многие фанаты олдскульных фильмов и стилистики Тима Бертона не приняли нового готэмского супергероя в беспощадном реализме Нолана, но факт есть факт — трилогия стала бешено популярной, вторая часть «Темный рыцарь» вошла в топ-250 лучших фильмов за всю историю кинематографа, собрала пакет престижных наград, включая «Оскар», а Джокер Хита Леджера остался навеки в истории кино.
Кристофер известен тем, что приглашает своих любимых актеров из фильма в фильм (самым любимым считается Майкл Кейн, который снимался у Нолана чаще всего). Полюбившийся режиссеру после «Бэтмена» Кристиан Бэйл сыграл в его драме «Престиж» вместе с Хью Джекманом. Туда же Нолану удалось «затащить» даже Дэвида Боуи. Тот поначалу отказывался, и источники гласят, что он стал едва ли не единственной звездой, которую Нолан стал уговаривать. Кино получилось умным, драматичным и совсем не «блокбастерным» — Кристофер оказался слишком самобытным, чтобы потеряться даже в одной из таких гигантских франшиз, как Бэтмен.
В 2010-м и 2014-м году вышли фильмы, которые практически являются визитной карточкой Нолана как режиссера: захватывающее «Начало», идею которого Крис вынашивал с десяток лет, и фантастический «Интерстеллар». Последний вообще поставил перед публикой вопрос, куда ж режиссеру еще расти, если его художественная мощь уже пробила космос и обшивки орбитальных станций, но в 2017-м вышла военная драма «Дюнкерк» (вынашиваемая уже 25 лет), давшая вполне определенный ответ. Многих удивил факт, что в картине снялся, помимо любимых нолановских актеров, поп-идол Гарри Стайлс, однако официальная версия гласит, что он прошел кастинг на общих основаниях, а Кристофер Нолан просто понятия не имел, кто он такой.
В связи с карантинным безобразием выход долгожданного нового фильма «Довод» постоянно откладывался, переносился, обрастал инсайдерской информацией и грозился, в связи с ограничениями, не собрать положенной кассы в прокате. Проект, как всегда у Нолана, выстраданный: пространство и время творят, что хотят, судьбы мира под угрозой, все не так, как кажется, и над всем витает дух «бондианы».
В 2021-м Крис заявил, что собирается снять фильм о физике-теоретике Роберте Оппенгеймере, а именно о его роли в разработке ядерного оружия во время Второй мировой войны. Главную роль в проекте исполнит Киллиан Мерфи, который уже появлялся у Нолана в фильмах «Начало», «Дюнкерк» и «Бэтмен: Начало». Эту ленту постановщик будет делать уже под крылом Universal Pictures, так как с Warner Bros. у него пути разошлись: студия стала придерживаться гибридной стратегии релизов, которую постановщик считает неуважительной по отношению к кинематографистам. Зато Universal предоставила ему беспрецедентно долгое прокатное окно — три месяца, а также около 100 млн долларов бюджета.
Бессменной помощницей Кристофера на пути к успеху была и остается его жена, продюсер Эмма Томпсон. Вместе пара воспитывает четверых детей.