Есть режиссеры, которые в первую очередь «киношники». Если режиссеры-рассказчики. Режиссеры-проповедники, режиссеры-бизнесмены, режиссеры-клипмейкеры. А есть режиссеры-визионеры, визуалы, которые в первую очередь художники, а затем уже все остальное. Во многом таким был Сергей Эйзенштейн. Или Орсон Уэллс. Зак Снайдер — определенно из их породы.
Возможно, в какой-то мере это влияние его матери, учительницы живописи и фотографии. Именно она привила юному Заку любовь к изобразительным искусствам, именно с ее подачи он стал их изучать.
Второй главной страстью, помимо живописи, в детстве и отрочестве Снайдера были фантастические фильмы и книги. Родители и в этом поддержали сына, подарив ему однажды простенькую, примитивную восьмимиллиметровую камеру. Но именно она стала его первым спутником на пути в большое кино, когда Зак учился сначала в Лондоне, в школе изобразительных искусств Хитерли, а затем — в Пасадене, в художественном колледже дизайна.
Несмотря на всю любовь к искусству, в большое кино Зак Снайдер все-таки пробрался со стороны бизнеса — он начинал со съемок рекламных роликов. Сам писал сценарии, сам воплощал их в жизнь. Но даже на этом узком и специфическом поприще быстро стала заметна живость и «не тот масштаб» его таланта. К примеру за ролик «Фрисби» для компании Jeep Снайдер получил «Золотого Каннского Льва». Со временем рекламы «от Зака», оставаясь короткими по хронометражу, превращались в настоящие блокбастеры по наполнению. В них снимались Харрисон Форд, Роберт Де Ниро, Кетрин Зета-Джонс, Мартина Навратилова, Майкл Джордан… Кстати, легендарный баскетболист в своем время, в теперь уже далеком 1990-м, помог режиссеру подняться на еще одну ступеньку по пути к мечте, к большому кино. Снайдер снял для него документальный фильм «Игровая площадка Майкла Джордана».
Где рекламные ролики — там и музыкальные клипы. В этой сфере Зак Снайдер тоже довольно быстро дал всем понять, какой размах предпочитает: он снимал для таких мастодонтов, как Питер Мерфи, Моррисси, Шон Коллинз, Soul Asylum и My Chemical Romance.
И вот, казалось бы, в 2002 году на Снайдера наконец-то обратили внимание те, о ком он так мечтал — студия Columbia Pictures таки оказалась готова представить его в режиссерском кресле фильма по мотивам сериала S.W.A.T. Но Снайдер довольно быстро отказался от проекта из-за творческих разногласий с заказчиком. Продюсеры требовали рейтинг PG-13, режиссеру же была нужна только буква R.
И ее он получил, и отработал просто на все деньги, когда снимал «Рассвет мертвецов» — ремейк легендарного зомби-хоррора от Джорджа Ромеро. Фанаты темы до сих пор не могут сойтись во мнении, хорош ли был этот ремейк, но зрители в кинозалах и отличные сборы говорили сами за себя.
Джордж Ромеро — конечно, признанный мастер своего жанра, и Снайдер стал ему достойным преемником. Тем не менее настоящий успех для режиссера стал возможным, когда он смог соединить в одном фильме две своих главных страсти: кино и рисунок. В этом ему помог великолепный первоисточник — брутальная графическая новелла «300 спартанцев» от живой легенды комиксов Фрэнка Миллера. Снайдер смог не только в совершенстве перенести дух комикса на экран, но и дополнить визуальный ряд своим мощным видением. Фильм «300 спартанцев» просто ошеломил публику, и несмотря на то, что с момента его выхода прошло уже лет 16, не устарел с тех пор ни на йоту. После такого великолепия даже хочется забыть, что семь лет спустя у фильма вышел абсолютно бездарный приквел.
На волне популярности «Спартанцев» все ждали, что следующий фильм Снайдера выстрелит как минимум так же. Тем более, что он опять взялся за экранизацию комиксов. «Хранители» Алана Мура — вещь не менее, а может, и более культовая, чем работы Фрэнка Миллера, настоящий графический роман, глубокая и сложная вещь. Возможно, слишком сложная для стопроцентно удачно экранизации. Фильм в итоге был неоднозначно встречен критиками и, судя по скромным сборам, откровенно плохо — публикой. К счастью, есть в мире фильмы и книги, обладающие парадоксальным положительным эффектом бомбы замедленного действия. Проходит время, люди успевают их распробовать и постепенно проникаются. Такие вещи очень часто в итоге становятся культовыми, даже если провалились в прокате. Так произошло и с «Хранителями». Сделал ли Зак Снайдер хорошую экранизацию — до сих пор вопрос открытый (Алану Муру она, например, не понравилась). Но после выхода режиссерской версии всем стало очевидно, что он как минимум снял стильное и неглупое кино.
Так или иначе, но продюсеры кинокомиксов после условного провала «Хранителей» в Снайдере не разочаровались, и в 2010 году начались переговоры о съемках «Человека из стали» — о самом Супермене. Процесс оказался настолько обстоятельным, что за это время Снайдер успел снять еще один фильм — фантасмагорический «Запрещенный прием» в комиксно-анимешном антураже с Эмили Браунинг и Оскаром Айзеком. «Запрещенный прием» был уникальным пиршеством для глаз, и у большинства зрителей все еще не возникало сомнений, что если кто и сможет достойно перенести на экран приключения такого персонажа, как Супермен, уже скорее эпического, чем «мультяшного» — так это Снайдер.
Что-то пошло не так с «Человеком из стали» и всей последующей частью кинофраншизы DC, к которой имел отношение режиссер («Бэтмен против «Супермена» и «Лига Справедливости»). Возможно, Зак Снайдер, несмотря на свою масскультовость, оказался из того типа режиссеров, чьи работы губит слишком навязчивое вмешательство диктата продюсеров и рекламщиков с их «фокус-группами» и «продающими моментами». Долгие годы вселенная комиксов DC пользовалась успехом в кино благодаря концепции «отдельные интересные самобытные проекты от талантливых режиссеров» (например, Тима Бертона и Криса Нолана). В то время, когда на них работал Снайдер, продюсеры старались всеми силами подделываться под Marvel, создавая свой мувиверс.
А когда пришло время что-то чинить, Зака Снайдера уже не было ни в DC, ни в кино в принципе. 12 марта 2017 года его полностью выбила из колеи смерть дочери Отум — она совершила самоубийство. Режиссер был так сломлен этой трагедией, что ушел из кино почти на три года. Только сейчас он начал потихоньку возвращаться в профессию: в 2021-м у постановщика вышла расширенная версия «Лиги Справедливости» и бодрый боевик «Армия мертвецов», продолжение «Рассвета». В 2022 году Снайдер был занят научно-фантастическим фильмом «Мятежная Луна», вдохновленным «Звездными войнами» и картинами Акиры Куросавы, где действие разворачивается на краю галактики. Также он планирует сесть в режиссерское кресло лент «Кобальт 60» и «Последняя фотография», а также спродюсировать «Сирен Готэм-сити» и «Дэдшота». Остается ждать — и надеяться.