Константин Хабенский — имя, которое в российском кинематографе гарантирует фильму как минимум пристальное внимание публики. Актер своим примером показывает, что даже талантливые жители киноолимпа могут быть очень даже близки к народу, и народ отвечает взаимностью, горячо приветствуя печальное лицо своего любимца в любом проекте.
Родился киношный интеллигент в Ленинграде, некоторое время прожил в Нижневартовске, но потом семья вновь вернулась из депрессивного заполярья в культурную столицу. В детстве Костя был весьма музыкальным ребенком, играл на гитаре и пел, но по настоянию родителей, людей приземленных профессий, чуть было не пошел по унылой дороге стабильности — поступил в техникум авиационного приборостроения и автоматики. Там промучился три курса и сбежал, интуитивно нащупывая собственную извилистую дорожку. Помог ему театр «Суббота», где Костя работал монтировщиком. Со временем его стали выпускать на сцену в составе массовки, и звезды сошлись. Юноша понял, что нашел себя в актерстве, а руководство театра осознало, что нашло актера-самородка.
Чтобы успешно освоить профессию, Хабенский поступил в ЛГИТМиК в мастерскую Вениамина Фильштинского. Выпускной спектакль с участием Константина «В ожидании Годо» полюбился публике и получил две премии «Золотая маска»: за лучшую работу режиссера и «Приз критики». После окончания института молодого актера приняли в экспериментальный театр «Перекресток», также он выступал на сцене Театра имени Ленсовета, а спустя год перебрался в московский «Сатирикон». Только в 2003 году Хабенский наконец нашел свой театральный дом: по приглашению самого Олега Табакова вместе со своим лучшим другом Михаилом Пореченковым вошел в труппу МХТ имени А.П. Чехова, где работает и теперь (а с 2021-го и вовсе является худруком).
Что же до кино, первый в жизни актера киноэпизод случился в картине «На кого Бог пошлет» 1994-го. После этого он снялся в нескольких проектах, в том числе в эпизоде культовой картины Алексея Германа «Хрусталев, машину!». Но слава, как упавший рояль, окончательно догнала Константина во время его участия в сериале «Убойная сила», где он сыграл следователя Плахова.
Дальше, после такого прорыва, было только больше: оглушительно выстрелила в карьере Хабенского роль Антона Городецкого во франшизе «Дозоры» по серии книг Сергея Лукьяненко. С телевизионного экрана любимец публики перекочевал на большой и с тех пор сыграл огромное количество разнообразных ролей. Даже сомнительные по качеству проекты вроде сиквела «Иронии судьбы» не запятнали репутацию актера, а когда критиковали фильм «Адмиралъ» за излишне драматичный предсмертный хруст французской булки, к Хабенскому все равно претензий почти что не было.
Константин — из редких российских актеров, у которых есть достойные работы в качественных зарубежных фильмах, не ограниченные амплуа «злей рюсский мафия». Все помнят образ чудаковатого подрывника в боевике Тимура Бекмамбетова «Особо опасен», где Хабенский блистал в компании Анжелины Джоли и Джеймса Макэвоя. А в триллере «Шпион, выйди вон!» имя Константина — не последнее в списке мегазвезд в лице Гэри Олдмена, Тома Харди, Колина Ферта.
В длинном листе работ Хабенского неизменно присутствуют и блокбастеры, такие как «Время первых», «Елки» («это просто человеческие отношения с Тимуром Бекмамбетовым»), «Селфи», «Огонь» и «Майор Гром: Чумной доктор», и высокобюджетные сериалы «Метод», «Белая гвардия», а также весьма удачный, купленный «Нетфликсом» хит «Троцкий». Драматический талант актера, ценимый кинолюбами, раскрывается в глубоких авторских проектах вроде фильма «Географ глобус пропил» и лентах Анны Меликян — «Фея», «Трое» и «Нежность». В 2021 году Константин сыграл шахматиста Виктора Корчного в фильме «Чемпион мира», одним из референсов для которого был Джокер Хоакина Феникса, и мэра Виктора Рюриковича в комедии «Нормальный только я». На будущее у него намечены роли в военной драме Сергея Урсуляка, мелодраме по сценарию Александра Цыпкина и сериале «Неприличные деньги» Петра Буслова.
В 2018 году Хабенский выступил режиссером полнометражной военной драмы «Собибор» о восстании узников концентрационного лагеря. Фильм выдвигали на «Оскар», но не пролезли в шорт-лист, а критики на ютьюбе и вовсе приняли его холодно, несмотря на всю положительность реального Хабенского и героизм экранного. Пока Константин Юрьевич не собирается сам снимать ничего нового, потому что не хочу «браться абы за что».
Помимо своей артистической карьеры, публике Константин известен — и за то не менее любим — своей неутомимой благотворительной активностью. После смерти любимой жены Насти от рака актер в 2008 году учредил фонд имени себя, помогающий детям с онкозаболеваниями и болезнями головного мозга. Особенно трогает людей личное участие и вовлеченность Константина в процесс — он часто навещает своих маленьких подопечных и лично следит за работой фонда.
Впоследствии, чтобы сделать жизнь детей еще лучше, он также основал творческие мастерские «Театральные студии при благотворительном фонде Константина Хабенского». Ежегодно дети, участвующие в проектах и играющие в спектаклях, собираются на театральный слет, который получил название «Оперение». В 2020 году на благотворительные цели пошли сборы от показов «Поколения Маугли» — обновленной версии спектакля под руководством Хабенского.
Личная жизнь Константина — не секрет, хоть он и старается оберегать ее, не балуя поклонников наличием собственный соцсетей. В 2013 году, оправившись после смерти жены Анастасии, актер расписался с коллегой по МХТ Юлией Литвиновой, которая на данный момент уже родила ему двух дочек.