Большой режиссер и большой поклонник жанра «от первого лица», а также фронтмен инди-рок-группы Biting Elbows.
Успей Илья Найшуллер застать СССР чуть обстоятельнее, чем несколькими годами из детства, начни он тогда свой творческий путь, как режиссер — всевозможные комиссии непременно пеняли бы ему на «иностранщину». Слишком «по-западному». Слишком — «не как у нас». К счастью, в наши дни «по-голливудски» — это все-таки в большинстве случаев не ругательство, а совсем наоборот, эдакий знак качества. И в этом смысле Илья Найшуллер и правда один из самых «нерусских» русских режиссеров и клипмейкеров на данный момент.
Впрочем, вряд ли это было сложно для человека, который с рождения принадлежал двум культурам (мать — русская, отец — еврей), а также двум странам и языкам (с 8 до 14 лет учился в Лондоне). А чего еще ждать от сына врача-анестезиолога и по совместительству главы аутсорсинговой компании «ОМС»? Потом, правда, столица Великобритании сменилась самой что ни на есть обычной московской школой. Правда, мириться с серыми буднями юный Илья не пожелал, проявил склонность к сомнительным гусарствам вроде драк за внимание девочек, и был отправлен родителями в опалу, на окраину столичных земель — в Ясенево, в Британскую международную школу. Оная школа стала последним учебным заведением, которое Илья Найшуллер именно закончил. В институте теле- и радиовещания он проучился всего три семестра. Как это часто бывает, желание работать пересилило желание учиться этому фундаментально. Илья начал подрабатывать на «Мосфильме», кем предлагали — ассистентом, «хлопушкой», переводчиком и даже водителем.
Решив не мелочиться, вторую попытку получить высшее режиссерское Найшуллер пробовал сразу в целом Нью-Йорке и тоже довольно быстро бросил. По словам самого героя, не было желания тратить время на вещи, которые никак не пригодятся в реальной жизни, а знаний общего плана можно было набраться из книг и все того же хорошего кино. Тем более, что в 2008-м году изрядную долю его свободного времени заняла музыка в лице им же основанной группы Biting Elbows («Кусая локти», или даже «Кусачие локти»), где Илья стал вокалистом и гитаристом. Молниеносный мировый успех все как-то не спешил приходить, но через два года ребята смогли пробиться в ротацию музыкального канала A-one и выпустить дебютный сингл.
Но, как говорил «великий и ужасный» Оксимирон** , все в мире переплетено, музыка и кино. Видео на одну из песен Biting Elbows, The Stampede, в том самом, фирменном найшуллеровском стиле «от первого лица», набрало больше пяти миллионов просмотров на ютьюбе. Другая их композиция в то же время попала в саундтрек комедии «О чем говорят мужчины». Довольно быстро стало очевидно, что выстреливают и становятся вирусными только те песни группы, которые являются синтезом музыки и шикарного видеоконтента от Ильи. И все же, прошло еще долгих восемь лет, прежде чем Biting Elbows смогли заполучить выступление на «Максидроме» — на разогреве у Guns & Roses и Placebo, а также первый полноценный альбом.
Все это время наш герой, разумеется, не бросал и напрямую заниматься кино. В 2009 году Илья опять решил (как, видимо, и всегда в своей жизни) не тянуть резину, и устроил сам себе сразу два дебюта — актерский в небольшой роли в сериале «Захватчики», и режиссерский — в работе над сериалом «Барвиха» для ТНТ. С актерством, правда, в итоге как-то не заладилось, и в дальнейшем Найшуллер появлялся в кадре всего пару-тройку раз. А вот с режиссурой, как мы уже знаем, получилось гораздо веселее.
В 2013 году, увидев ураганные музыкальные клипа Ильи, им заинтересовался бог-император продакт-плейсмента в отечественного кинематографа Тимур Бекмамбетов. Вместе они затеяли эксперимент — боевик, полностью снятый от первого лица. Итогом его стал фильм «Хардкор», вышедший на экраны в 2015-м. Во многих сценах этого фильма прорывающимся сквозь толпы врагов главным героем был сам режиссер.
Фильм собрал в пять раз больше денег, чем планировалось При этом все равно не окупив трат на маркетинг и продвижение, а на гонорары звездам уровня Данилы Козловского вообще пришлось собирать краудфандингом. Разумеется, на Илью посыпался град из абсолютно однотипных предложений снять нечто в таком же духи. Но молодого режиссера уже влекли иные горизонты, и согласие он дал только модному канадскому хип-хоп-певцу The Weeknd.
А этими самыми «иными горизонтами» стали съемки нескольких клипов для группы «Ленинград», которая и без Найшуллера славилась тем, что один их клип может быть интереснее и качественнее иного «полноценного» российского фильма. Стартом стал «Кольщик», который сам Илья в интервью Дудю** (признан иноагентом на территории РФ. — Прим. SRSLY) лаконично описал как «П*#&! в цирке». Затем был «Вояж» с мегахаризматичным Александром Палем и мультяшный «Жу-жу» с Глюкозой.
Со временем имя Найшуллера стало почти что синонимом чего-то интересного, экспериментального, драйвового и хулиганского. Увы, не все отбитые (в хорошем смысле слова) задумки режиссера увидели свет. Не было клипа «Ленинграда» с Александром Петровым в главной роли, о котором упорно ходили слухи еще в 2018-м, дикий, но симпатичный концепт фэнтези-сериала «Карамора» о борьбе рода Романовых с вампирами с Данилой Козловским тоже уплыл из его рук. До недавнего момента вообще складывалось впечатление, что Илья решил немного отдохнуть от режиссуры, увлекшись продюсированием. Но не тут-то было. В 2021-м на экранах появился американский триллер «Никто», где в главной роли Найшуллер снял Боба Оденкерка из культового сериала «Во все тяжкие». В следующем году из-под крыла Ильи вышла лента «Молодой человек», куда он, помимо Павла Табакова и того же Дани Козловского, позвал блогеров Данилу Поперечного и Рахима Абрамова.