Австралийский режиссер, автор новаторских кинохитов на все времена: «Мулен Руж», «Ромео + Джульетта», «Великий Гэтсби».
Баз, он же Марк Энтони (от рождения) Лурман, — режиссер, от которого всегда ждешь чего-нибудь нереально яркого, зажигательного и оригинального, потому как он смог зарекомендовать себя именно так буквально тремя работами. Мало кому удается делать такие же впечатляющие коллажи из времен, эпох и стилей, получая гармоничную картинку с пронзительным содержимым.
Творческая смелость у Марка в определенной степени от отца — тот отличился тем, что в небольшом австралийском поселении Геронс Крик, где и вырос будущий режиссер, основал творческую студию для детей. Там занимался танцами и сам Марк.
Однако после окончания школы будущий режиссер уехал в Сидней и поступил в Австралийский национальный институт драматического искусства, плюс основал театральную труппу The Six Years Old Company, ставил различные спектакли. «Богема» Пуччини, поставленная Лурманом в Сиднейском оперном театре, шла целых шесть лет и имела большой успех.
Первый фильм Баз снял в 1992 году и тоже сразу попал в яблочко — картина «Танцы без правил» по полной отработала и переработала свой скромный бюджет, завоевала любовь кинозрителей и даже внимание голливудских продюсеров. Те захотели от База еще фильмов — он понял, что настало время исполнить мечту. Режиссеру давно хотелось снять фильм по Шекспиру, но в такой масштабной и зрелищной манере, чтобы универсальный язык драматурга прогремел в современных реалиях.
Так получился уже второй фильм из «Трилогии красного занавеса», знаменитая фантазия Лурмана «Ромео + Джульетта», снятая в Мехико, сделанная максимально хорошо: от изящества и свежести интерпретации до подбора актеров и саундтрека от Radiohead. Эта работа получила номинацию на «Оскар» за лучшую работу художника-постановщика. Что для второго фильма в карьере, безусловно, неплохо.
Следующим был «Мулен Руж» — цветистый, китчевый, смешной и совершенно в финале душераздирающий праздник, тут же возродивший жанр мюзикла для больших экранов. Баз Лурман создал невероятный микс из талантливых аранжировок современных песен, театральных декораций и оперно-болливудского сюжета в преувеличенных реалиях художественного мира Монмартра. Эта картина получила уже семь номинаций на «Оскар» и пусть не заработала главных призов, но осталась в истории кинематографа как один из лучших и ярчайших представителей своего жанра.
Следующей работой База была эпическая драма «Австралия» — несколько контрастирующая, если не сказать больше, с фильмами, выходящими под именем режиссера, к которым зритель уже успел привыкнуть. Успех своих предшественников она не повторила, а выражаясь суровее, была сочтена беспросветно унылой. Хотя для самого режиссера и тема, и задумка, и процесс съемок имели огромное значение.
В итоге Баз вернулся на арену спустя пять лет с экранизацией «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. После провала «Австралии» он слегка потерялся, поэтому однажды сел в поезд и поехал путешествовать по Транссибу, где за неимением других дел сидел и много думал. Плюс читал книги — и вот одним из его спутников оказался великий роман американского писателя.
В какой-то степени «Великий Гэтсби» постарался взять все лучшее, что было у «Ромео и Джульетты» и «Мулен Руж» — атмосферу слияния эпох, пришивание перламутровых пуговиц на бессмертную классику, аранжировки песен и талантливейших актеров в главных ролях. ДиКаприо, выросший Ромео, в роли Джея Гэтсби был бесподобен, но в целом картина получила смешанные отзывы, да и при всем желании стать еще одним шедевром до желаемого результата не дотянула. Однако до разочарования «Австралии» ей было далеко.
После Баз Лурман снимал музыкальный сериал «Отжиг» про приключения талантливых ребят в опасном Бронксе, а к 2022 году взялся за байопик Элвиса Пресли и вновь оказался обсуждаемой персоной — с одной стороны, многие обвиняли картину и главного актера в отсутствии обаяния, присущего эпохе в целом и Элвису в частности, с другой стороны, «Элвис» был встречен тепло, получил высокие рейтинги и даже похвалу от потомков оригинала.
Теперь весь мир ждет, действительно ли Баз Лурман будет экранизировать «Мастера и Маргариту» — ведь он приобрел права на съемки уже давно.
Личная и семейная жизнь режиссера — не слишком популярная тема для обсуждения, потому что там все хорошо. Он давно женат на Кэтрин Мартин, которая своим талантом художника по костюмам приносит супругу награды одну за другой. К тому же счастливая пара растит двоих детей.