Дэймон Албарн считается одним из самых влиятельных музыкантов столетия, о чем недвусмысленно говорят и критики, и поклонники, и целая ветвь музыкальных жанров, на которые он в немалой степени повлиял. Как ни крути, а знаменитый британец умеет жить не только в разных стилях и сферах, но и в разных измерениях, включая 2D.
Корни свободы и творческой жадности Дэймона можно поискать в его детстве — рос он в расслабленной атмосфере у родителей-хиппи, тоже не чуждых миру искусства. Отец был одновременно менеджером группы Soft Machine и дизайнером мебели, а мама трудилась декоратором сцены в театре Royal Stratford East. По словам Дэймона, никто у него в детстве над душой не стоял, ребенком он тусовался вместе с друзьями родителей и спокойно впитывал атмосферу.
После переезда в Олдхэм Албарн пошел в школу Стэнвэй и там завел судьбоносную дружбу с Грэмом Коксоном. Парни нашли кучу общих интересов, но в первую очередь обнаружили общую страсть — музыку.
Их пути разошлись на какое-то время, когда Дэймон после школы поехал в Лондон и поступил в театральную школу East 15. Актерство, однако, в дело жизни не годилось — Албарн все равно находил удовольствие преимущественно в сочинении музыки, и в тот период наваял кое-какой материал, который потом использовал в музыке Blur.
Но пока до этого было далеко: бросив актерское дело, он поступил в колледж Голдсмит, где воссоединился с Грэмом Коксоном. С тех пор они уже не расставались — записывали свои демки и всячески творили, на что Албарн в тот период зарабатывал тяжким трудом, перебирая подработки, в том числе и за стойкой бара Portobello Hotel.
Сначала ребята создали музыкальный коллектив Circus, потом любовно подобрали себе название Seymour, в честь знаменитого героя Сэлинджера, но лейбл Food Records, уже берущий их под крыло, посоветовал сменить наименование. Так будущие звезды британской сцены превратились в Blur.
В 1994 году они уже были у всех на слуху, выпустив альбом Parklife — настоящее событие для любителей брит-попа. Парни составили конкуренцию даже всеобщим любимцам Oasis, из чего зачем-то решили сделать медийную вражду.
Так или иначе, к 2003 году, после многих лет успеха, расхождения между Албарном и Коксоном, а также довольно упертый характер последнего стали причиной ухода артиста из группы. Дэймон не пожелал никем заменять товарища. С тех пор группа периодически собиралась обратно ради выступлений на мероприятиях и записи кое-какого нового материала, но так никогда и не вернулась к прежней регулярной деятельности. Тем не менее, Албарн считает, что воссоединение Blur «никогда не бывает невозможным» и пока не готов для себя закрывать эту дверь.
Впрочем, Дэймону было куда себя применить: он занимался и сольной карьерой, в которой экспериментировал с африканской музыкой, и развивал созданный в 1998 году проект Gorillaz, изначально окутанный тайной. Персонажи были мультяшными, и их личности поклонники довольно долго пытались раскрыть. В конце концов, миру стало известно, что за суперуспешной музыкальной мистификацией стоят вокалист Blur, художник Джейми Хьюлетт и множество приглашенных артистов.
Первый альбом Gorillaz в 2001 году сразу произвел фурор, и сингл Clint Eastwood стал хитом, звучавшим из всех утюгов, на долгие месяцы. Всего проект выпустил семь студийных альбомов на данный момент, и по уровню всемирной популярности бьет даже основное детище Албарна.
Сумасшедшей производительности британца хватило еще и на третий проект — The Good, the Bad and the Queen, изначально планировавшийся лишь как название сольника, но позже выросший в полноценный бэнд со своим звучанием.
Продолжилось и плодотворное творческое сотрудничество Дэймона с Джейми Хьюлеттом — вместе они переработали китайскую легенду в оперу «Обезьяна: путешествие на Запад» и поставили ее в Манчестерском театре эстрады и музыкальной комедии в 2007 году. После этого Албарн, очевидно, вошел во вкус и в 2011 году сочинил оперу «Доктор Ди» совместно с режиссером Руфусом Норрисом.
Актерство тоже так просто не отстало от Дэймона — хоть он в юности и быстро свернул свои театрально-киношные планы, в итоге все-таки снялся в фильме «Лицо», участвовал в озвучке мультфильма «Анна-монстр» и написал бессчетное количество саундтреков к различным картинам.
О себе Албарн говорит честно — к заунывным ноткам английского фолка обращается только по работе, а в жизни он человек веселый и общительный. По убеждениям — активный и принципиальный антимилитарист и борец за права человека.
Личная жизнь
У Дэймона были продолжительные отношения с солисткой группы Elastica Джастин Фришманн, по которой он долго и показательно страдал после расставания. Сейчас музыкант живет со своей супругой, художницей Сьюзи Уинстэнли и их общей дочерью Мисси, для которой он — не мировая легенда музыки, а обычный неряшливый папа, который ест с открытым ртом.