Мэтт Смит, пожалуй, является одним из самых ярких британских артистов своего поколения, и начало жизни у него было тоже крайне британское. Он родился в местечке с очень британским названием — Нортгемптон, учился в школе для мальчиков, был там старостой, а также успевал увлекаться спортом, музыкой и театром (причем в определенный период жизни одновременно).
Всю свою школьную юность Мэтт скорее противостоял намерению судьбы сделать его актером. Он очень любил отца, профессионального спортсмена-футболиста, и очень переживал, что не может пойти по его стопам из-за травмы спины. А любить отца, Дэвида Смита, надо сказать, было за что: видя, что сын добился в футболе больших успехов, он целый год возил его на физиотерапию в другой город, чтоб тот хоть попытался восстановить форму.
Все планы спутал «коварный» учитель литературы, записавший Смита-младшего на одну из главных ролей в любительской постановке пьесы «Двенадцать разгневанных мужчин». Выступить Мэтт согласился, но то и дело порывался все бросить, и уж тем более не планировал ехать с труппой на театральный фестиваль. К счастью, упорный преподаватель смог уговорить Смита, и даже более того — сумел убедить парня присоединиться к Лондонскому национальному молодежному театру. Впрочем, велика вероятность, что Мэтт Смит изрядно кокетничает, рассказывая о тех годах. В конце концов, едва ли можно уговорить или заставить кого-то в итоге отказаться от идеи поступить в Кембридж на политолога и уйти в другой университет, чтобы прицельно изучать там актерское мастерство. По словам самого артиста, в Кембридж он хотел не ради конкретных знаний, а чтобы «казаться умником». Возможно, в итоге Мэтт, к счастью всех своих поклонников, просто понял, что на самом деле хочет не казаться, а играть роли.
И роли эти не замедлили появиться. К примеру, одной из первых сценических работ Смита стал Фагот в постановке «Мастера и Маргариты». Мир британского театра почти мгновенно заинтересовался ярким молодым талантом. Совсем скоро Мэтт сумел нанять себе агента, а также договорился с университетом, чтобы закончить оставшиеся два года учебы экстерном, поскольку на все это уже решительно не хватало времени.
Партнеры Смита по сцене тоже становились все более весомыми. В 1994 году он сыграл в театральной постановке фильма «Среди акул» вместе с Кристианом Слейтером. Этот проект стал дебютом Мэтта на Вест-Энде и началом его тесного общения с миром большого кино. Так что вскоре после этого Смит появился и на телевидении: в роли кокни Джима Тэйлора из книг фантаста Филипа Пулмана. Но первой действительно серьезной работой Смита на ТВ стал сериал для BBC Party Animals, посвященный жизни политических консультантов парламента.
И все же еще довольно долгое время основной сферой для работы и творчества Мэтта Смита оставался театр — ровно до 3 января 2009 года, когда стало известно, что актер сменит коллегу Дэвида Теннанта на посту Доктора Кто, культового и для британской, и для мировой научной фантастики персонажа из одноименного сериала. А надо сказать, что образ, созданный Теннантом, был неимоверно популярен у фанатов. Смит же тогда не был настолько известен массовому зрителю. И сериал он, по собственному признанию, до кастинга не смотрел вовсе. Британские газеты запестрели заголовками «Доктор кто-кто?», но продюсеры были уверены: они знают, что делают. Те, кто уже видел Мэтта Смита на сцене и на ТВ, высказывались более оптимистично и оказались правы. Актер сыграл Доктора в трех сезонах, став одним из самых любимых исполнителей этой роли в истории сериала, а также принял участие в нескольких спецвыпусках: спин-оффе «Приключения Сары Джейн» (о более зрелых годах одной из помощниц Доктора), документальных фильмах… и даже на фоне этой популярности принял участие в эстафете олимпийского огня в 2012 году. Закончилась эта эпопея в 2013-м, и блестяще: за несколько дней до юбилейного эпизода «День Доктора» Мэтт Смит побывал в Букингемском дворце на приеме у самой королевы, чьего супруга, по некоторой иронии, позже сыграет в сериале «Корона».
После своего успеха в «Докторе Кто» актер стал чаще появляться в полнометражном кино, причем самом разноплановом. Были там и серьезные роли — вроде байопика «Мэпплторп» о скандальном фотографе. Было веселое хулиганство — пародия на романы Джейн Остин и зомби-треш-хоррор одновременно «Гордость, предубеждение… и зомби». Фильм «Терминатор: генезис» едва ли кто-то назовет удачным, однако сам артист смог создать в нем довольно пугающий образ антагониста — злобного искусственного интеллекта «Скайнет» в биомеханическом теле. В 2021 году благодаря уже куда более удачному проекту «Прошлой ночью в Сохо» Смит смог еще раз доказать, насколько хорош может быть в роли злодея. Именно поэтому на данный момент одна из самых ожидаемых его ролей — порочный и жестокий, но харизматичный интриган и полководец Деймон Таргариен из грядущего эпического продолжения «Игры престолов» — сериала «Дом дракона».
В плане личной жизни у Мэтта Смита все вот уже много лет как довольно эффектно, насыщенно, но и весьма скоротечно. У него были романы и с актрисой Билли Пайпер, и с британской моделью Дэйзи Лоу, и с партнершей по «Короне» Клэр Фой, на которую «свалили» заодно вину за окончательное расставание Мэтта с Лили Джеймс. Одно известно: пока Смит не ведет никого под венец и сейчас ему в подружки вовсю сватают Аню Тейлор-Джой.