Том Хэнкс — один из немногих знаменитых людей, о которых редко услышишь что-нибудь плохое. В основном очевидцы припоминают какой-нибудь акт доброты, совершенный актером по отношению к окружающим. Главный голливудский душка и играет, как правило, добряков, за редким исключением, и его успех на фоне вечной моды на плохих парней доказывает — быть хорошим вовсе не скучно, а очень даже весело и прибыльно.
У Тома было непростое детство, к некоторым тяготам которого он относится со спокойной иронией. Отец и мать развелись, и с тех пор дети повидали всякого: родители не раз повторно вступали в брак, а когда Тому было лет семь, отец так часто задерживался на работе, что дети росли сами по себе. По словам Хэнкса, в детстве ему не хватало концентрации для серьезных дел, зато присутствовало желание пойти в актеры. Если приходилось переезжать и менять школу, Том каждый раз записывался в драмкружок, а после окончания учебы поступил в Калифорнийский университет на актерский факультет. Правда, не окончил — окунулся в работу, когда его пригласила кливлендская актерская труппа.
Иронично, но свою первую актерскую награду Том получил вовсе не за положительный образ. В 1978 году он сыграл Протея в пьесе Шекспира «Два веронца» и был награжден Cleveland Critics Circle Award в номинации «Лучший актер».
Начало кинокарьеры тоже было не совсем типичным для привычного нам Тома Хэнкса. Первым его фильмом стал хоррор «Он знает, что вы одни». Положительная энергетика Тома в действии — в типичном слэшере его героя не убили!
Следующий фильм подошел ему куда больше. В 1984 году Хэнкс сыграл парня, влюбленного в русалку, в романтической картине «Всплеск». Так и запал в душу зрителю — не брутальный красавец, а скорее уютный обаяшка. Симпатичное лицо парня стало регулярно мелькать на афишах фильмов, в основном комедийного жанра. Простоватая внешность и детская непосредственность помогли убедительно сыграть в фильме «Большой», где пришлось изображать ребенка в теле взрослого мужчины. Эта работа для Тома считается очень удачной — в нем увидели большого актера с потенциалом.
Когда у Хэнкса спрашивают, кто его любимый партнер по съемкам, он всегда вспоминает Хуча — очаровательного пса, четвероногого коллегу по комедийному детективу «Тернер и Хуч», тоже горячо любимому поклонниками актера. Чуть меньше повезло в этом плане Мег Райан, снявшейся с Томом в культовой романтической комедии «Неспящие в Сиэтле», — она в этом контексте никогда не упоминается, видимо, уступая Хучу во всем.
Помимо этой картины, богатый 1993 год подарил Хэнксу «Филадельфию» — сложную драму о больном СПИДом адвокате, принесшую ему «Оскар» и первые риски развития диабета из-за резкого похудения на двенадцать килограммов.
В следующем году случился «Форрест Гамп» Роберта Земекиса. Сложно представить, что в успех фильма не особенно верили и зарубили финансирование так, что большой пробег Форреста Земекис и Хэнкс снимали на собственные деньги. Итог известен — легендарный фильм, идеальная роль и второй год подряд «Оскар» за главную роль, что до Хэнкса удавалось только Спенсеру Трейси.
В 1995-м вышли еще два крупных проекта: «Аполлон 13» и самая первая «История игрушек», тоже своего рода вещь культовая, одна из самых сильных анимационных серий. Том, разумеется, озвучил главного героя — ковбоя Вуди, и этим даже неосознанно подпортил отношения с Тимом Алленом, который подарил голос Баззу Лайтеру. Слава Вуди, как показалось Аллену, совершенно затмевала его персонажа, и работать с Хэнксом ему не так уж и нравилось.
В сценарий военной драмы «Спасти рядового Райана» Том и его друг Стивен Спилберг вцепились практически одновременно, и вопрос даже не стоял, кому играть главную роль.
Через год Том, когда-то упустивший роль в «Побеге из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта, исправился и сыграл у него в «Зеленой миле» — еще одной практически идеальной картине, которыми так полна его фильмография.
В двухтысячных тоже хватало хитов: знаменитый «Изгой», где Хэнксу опять пришлось портить здоровье и толстеть-худеть в короткие сроки, щемящий «Терминал», кассовый «Код да Винчи» с последующими продолжениями, многоэтажный «Облачный атлас». Том взрослел удачно, и роли с возрастом подбирались подходящие. В 2016 году, правда, даже состариваться пришлось с помощью седой краски для байопика Клинта Иствуда «Салли», где Хэнксу нужно было сыграть героического гражданского летчика в годах.
Несмотря на диабет и перенесенный коронавирус, актер по-прежнему работает весьма активно, хоть и не готов больше на трансформации тела в ущерб здоровью. В 2021 году вышел фантастический фильм «Финч», а в 2022-м вовсю обсуждается грядущий «Элвис» с Томом в одной из ключевых ролей. Сейчас Том прикреплен к ремейку шведского фильма «Вторая жизнь Уве», где сыграет роль пожилого ворчуна. Также он изобразит Джепетто в игровом ремейке диснеевского «Пиноккио».
Как многие опытные актеры, Том пробовал быть режиссером и сценаристом. Результаты были разные. Например, снятый им «Ларри Краун» провалился по всем фронтам. Правда, к этому Хэнкс отнесся с присущим ему юмором — когда незнакомцы пожаловались ему на разочарование от картины, он дал им 25 долларов, компенсируя поход в кино.
В личной жизни Том абсолютно счастлив с женой, актрисой Ритой Уилсон. К ней он ушел из тяжелого первого брака с Самантой Льюис. При этом с первой женой не рассорился, и, когда она тяжело заболела, оплачивал все ее лечение до самой смерти.
Риту Хэнкс любит без памяти и ради нее даже может выйти из образа вечного интеллигента, да и наорать как следует на поклонников, посмевших ее толкнуть.
Что же до жизни общественной, тут Том — за все хорошее против всего плохого. Либеральный демократ, гражданский активист и филантроп.