Кира Коваленко — российская кинематографистка, которая для многих уже превратилась в символ надежды для нового русского кино. Ей нет и тридцати пяти лет, а она уже знаменита на весь мир. Не каждый год увидишь, как молодая женщина, у которой в резюме пока только две полнометражные ленты, берет Гран-при «Особого взгляда» в Каннах, да еще за фильм российского производства. После каннский фаворит «Разжимая кулаки» претендовал на шорт-лист «Оскара», но все-таки не вошел, хотя многие прочили ему очень сильную позицию в конкурсе.
Родина Киры Коваленко — Кабардино-Балкария, и саму себя она без сомнения называет носительницей кавказского менталитета.
В детстве Кира совсем не интересовалась кино и не особенно много чего смотрела. Ее увлекали совершенно другие занятия: она без конца ходила на какие-нибудь кружки, то занимаясь музыкой, то кройкой и шитьем. К сфере кинематографа Киру приближал только любимый проектор, с которым она частенько возилась.
После школы Кира собиралась стать веб-дизайнером, для чего поступила в колледж. В процессе учебы она иногда делала флэш-мультфильмы в качестве заданий. Очевидно, некая природная страсть к созданию кинопродукции начинала проявляться уже тогда.
В 2011 году ректор Кабардино-Балкарского университета Барасби Карамурзов предложил режиссеру Александру Сокурову преподавать группе избранных студентов режиссуру. Мэтр как раз завершил съемки «Фауста» и согласился.
В мастерскую вошло пятнадцать человек. Среди прочих и Кира Коваленко, поступившая с ужасными нервами. Ей казалось, что она слишком мало читала, слишком мало смотрела, плохо отвечала на вопросы. Однако же прошла.
Нагрузка в сокуровской мастерской была невероятная — Кира и сокурсники почти не отдыхали, днем погружаясь в учебу, ночами репетируя. Каждый, впрочем, осознавал уникальность происходящего и выкладывался по полной. Ставки были высоки.
Во время учебы Кира сняла несколько короткометражек: «Марево», «Небо казалось высоким» и «Они ушли от меня». Прошло пять лет после тех ужасных переживаний на вступительных, и в 2016 году она была готова представить свою первую полнометражную работу — фильм «Софичка» по повести Фазиля Искандера. Студенты Сокурова часто работали над этюдами по этой книге, и наконец накопился материал для целой картины. Ее впервые показали на XX кинофестивале «Темные ночи» в Таллине. На фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске дебют Киры отметили призом «За сохранение культурных традиций».
Фильм снимался в Абхазии и съел немало энергии начинающей кинематографистки. Кира — человек созерцательный, и с целью восстановиться поехала в горы, в маленький поселок Нейтрино в Кабардино-Балкарии. Там она сняла квартиру на месяц и жила в ней одна, набираясь сил и даже новых мыслей о следующем проекте.
По возвращению Кира привлекла сценариста Антона Яруша для написания придуманной ею истории про взаимоотношения отца и детей. Долго время ее попытки куда-то пристроить сценарий не имели никакого успеха. Спасением стал продюсер Александр Роднянский** , которому работа приглянулась.
В процессе работы сценарий был изрядно переделан. Для съемок будущего фильма Кира выбрала маленький город Мизур, который предварительно изучала, наблюдала за жителями, собирала впечатления и ощущения. В фильме «Разжимая кулаки» Кира следует примеру великого Висконти, снимая местных жителей вместо выученных актеров. Во всей актерской команде профессионалов меньше, чем пальцев на руке — дочь и отец. Остальную способную молодежь Коваленко собирала буквально на улицах.
Успех фильма «Разжимая кулаки» без преувеличения феноменальный. Произведение Киры было показано на Каннском фестивале и получило Гран-при конкурса «Особый взгляд» — второй по значимости приз на этом грандиозном мероприятии. Теперь весь мир посмотрел на Киру Коваленко, разглядев в ней редкий художественный талант. Самой Кире такое внимание общественности причиняет заметный дискомфорт — по природе своей она персона совсем не публичная.
Долгое время киноманов грела новость, что «Разжимая кулаки» метит в шорт-лист премии «Оскар», но в конце концов этого не случилось. Никто, впрочем, не расстроился — премия в этом году собрала сильнейших, а у Киры в силу возраста и потенциала все еще впереди. На вопрос «что же дальше?» она неизменно отвечает, что, возможно, следующим снимет документальное кино о жизни на Северном Кавказе. А там и до новой истории недалеко.
Кира очень внимательно и бережно относится к материалу, а главный материал для ее работы — человек, по ее же собственному признанию. Потому ее фильмы драматичны, многогранны, богаты противоречивыми эмоциями как человеческая природа. И это только в самом начале пути.
Мастерская Сокурова свела Киру с еще одним талантливым режиссером — Кантемиром Балаговым. Молодые люди состоят в отношениях и воспитывают чудесную собачонку Рокко.