Уэс Андерсон — режиссер, которому удалось прославить собственный авторский стиль настолько, что его легко узнают по одному кадру. Автор со своим голосом в мире голливудских поделок мог либо утонуть, либо стать одной из самых больших и ярких рыб. Ему удалось второе, причем и в прямом смысле. Приверженец приглушенных красок в жизни, Андерсон сотворил свой собственный цветной мир, где все декоративны и пугающе живы одновременно.
Уэс родился в городке под названием Хьюстон. Семья — хороший средний класс со всеми вытекающими. Бизнес у папы, работа у мамы, а потом развод. Для маленького впечатлительного Уэса расставание родителей стало огромным событием, повлиявшим на его дальнейшую жизнь и творчество. Впоследствии он сознавался, что находил у родителей пособия на тему «как справиться с трудным ребенком», каковым он, очевидно, был, переживая эмоциональную травму.
Душа лечилась, как водится, творчеством. Уэс с детства снимал на ручную камеру какие-то небольшие режиссерские упражнения, маленькие киноподелки. Отучившись в школе Св. Иоанна, он поступил в Техасский университет в Остине, где произошла встреча на века. Уэс познакомился с Оуэном Уилсоном, который стал не просто соседом, другом, любимым актером, но и полноценным творческим партнером и соавтором. Вместе они и написали сценарий для «Бутылочной ракеты» — финансово провального, но яркого в художественном смысле дебюта Уэса Андерсона. Точнее будет сказать, что началось все с короткометражки, которую на фестивале «Сандэнс» увидела продюсер Полли Плэтт. Полнометражный фильм увидел свет с ее помощью.
Каждый следующий проект приносил Уэсу все больше известности и новых друзей. Следующий фильм, «Академия Рашмор», открыл для него Джейсона Шварцмана и Билла Мюррея. К тому же, начиная с «Бутылочной ракеты», Уэс звал на работу одного и того же оператора — Роберта Йомена.
Первые фильмы лишь формировали тот самый авторский стиль, что будут поминать всякий раз, обсуждая творчество Андерсона. Все ярче и ярче он станет проступать в следующих фильмах: «Семейка Тененбаум», «Водная жизнь Стива Зиссу». Уэс любит симметрию в кадре, детализированные декорации, его интерьеры разбирают на молекулы восторженные дизайнеры. «Семейка Тененбаум» открыла счет номинациям на «Оскар».
«Поезд на Дарджилинг» — фильм-путешествие, где еще более явно проступает мотив движения, поиска, тоже один из любимых тропов режиссера. Еще один талисман в актерскую копилку — Эдриан Броуди, буквально созданный природой играть в фильмах Уэса Андерсона.
В 2009 году выходит первый мультфильм режиссера «Бесподобный мистер Фокс». В основе сюжета отнюдь не детская история британского писателя Роальда Даля, да никто и не пытался делать продукт для детей. Уэс взялся расширять свои творческие рамки с помощью кукольной анимации, и ему это без сомнения удалось. В озвучке проекта тоже блистал самый звездный состав: помимо любимцев автора Билла Мюррея и Джейсона Шварцмана, отметились Джордж Клуни и Мэрил Стрип.
Трогательная лента «Королевство полной луны» посвящена возлюбленной Уэса — художнице Джуман Малуф, с которой он и поныне находится в долгих счастливых отношениях. Многие называют именно этот фильм визитной карточкой Андерсона. Правда, многие из многих переключились на вышедший через два года «Отель "Гранд Будапешт"» — яркий, заметный, цветной апофеоз режиссерского стиля. Он собрал аж три номинации на «Оскар», чего не удавалось ни одному его предшественнику. Правда, как и прочие творения Андерсона, так и не получил награду.
Так или иначе, яркость и успех «Отеля» были столь сногсшибательны, что после него Уэс опять решил делать мультфильм, чтобы дать отдых глазам. «Остров собак» в мусорной цветовой гамме прекрасно сгладил эффект взрыва и тоже был встречен с большим теплом. И даже больше — стал первым анимационным фильмом, открывающим Берлинский кинофестиваль.
В 2021 году зрителей волновал выход нового проекта Уэса Андерсона «Французский вестник». Актерский ансамбль, трейлеры и обнародованные наброски фильма выглядели как мечта и творческая квинтэссенция автора. После выхода тон отзывов был смешанный. В нем сквозило подтверждение того, к чему подводила стилистическая безупречность «Отеля "Гранд Будапешт"» — режиссер увлекся, и новый фильм похож на свадебный стол с одними десертами. Многим не хватило «мяса» — крепкой сюжетной основы, затерявшейся в пестрых слоях альманаха.
Впрочем, что бы ни говорили о фильмах Уэса Андерсона, он, как и всякий уникальный творец, кому-то очень нравится, а кому-то «не заходит», но все, подписанное его именем, узнаваемо и становится объектом подражания. В декоративном мире заключена реальная жизнь, пропущенная сквозь цветные стекла. В героях угадываются знакомые режиссера, в сюжетах — его опыт, мечты и страхи. Что бы ни говорили, Уэс Андерсон никогда не делает одного — не изменяет себе. Так, в свой новый фильм «Город астероидов» он опять позвал Эдриена Броуди, Билла Мюррея и Тильду Суинтон, приставив к ним Марго Робби и Тома Хэнкса. Кроме того, для Netflix Андерсон запланировал экранизацию книги «Чудесная история Генри Шугара» своего любимого Роальда Даля, куда пригласил Бенедикта Камбербэтча, Рэйфа Файнса, Бена Кингсли и Дева Пателя.