Тильда Суинтон — современная икона свободы от гендерных ограничений, гениальная актриса и вообще чрезвычайно интересная персона. Лучшие режиссеры современности в нее совершенно влюблены, о чем напрямую говорит частота ее появления на экранах. При этом у звезды прекрасное чувство юмора и легкий характер — об этом, в свою очередь, говорит огромное количество друзей и приятелей. Кажется, что дружить с Тильдой очень легко и приятно.
Тильда не только выглядит как неземное существо, но, по сути, им и является. Семейство актрисы — аристократы с древними корнями, уходящими чуть ли не в ядро Земли. Все прелести высокородности достались Тильде в полной мере. Она занималась спортом, пела в хоре и тянулась к искусству, но вот насчет последнего у родни поддержки не находила. По словам Суинтон, в отношении к искусству вся семья отличалась ханжеством. Не лучше было и в престижной частной школе в Кенте, где учились аристократы и другие важные особы. Воспитанницам, например, запрещали слушать музыку. Тильда даже признается, что не слишком любит Гарри Поттера, так как книга романтизирует частные школы. По ее мнению, они убивают человеческую индивидуальность.
В дальнейшем Тильда училась в колледже «Феттс», пару лет проработала волонтером в Африке, затем поступила в колледж «Нью-Холл» при Кембриджском университете, где стала серьезнее заниматься театром. Ее принял в свои ряды студенческий театр «Кембрижские лицедеи», после которого она стала актрисой труппы Королевского общества Шекспира. Однако это престижное заведение вдруг пришлось не по душе юной Тильде. Роли давали небольшие, душа требовала чего-то более смелого, яркого и заметного. Суинтон перешла в театр «Траверс» в Эдинбурге и блеснула в постановке «Белая роза». Заодно и личную жизнь устроила. Над спектаклем в качестве художника работал ее будущий муж и отец детей Джон Бирн.
Театральная карьера актрисы долго не длилась — всего-то до 1989 года, пока она окончательно не утвердилась в кино. Впервые на экране Тильда появилась в 1986-м, снявшись в телефильме «Застроцци». Через три года судьба сделала актрисе весомый подарок — познакомила ее с режиссером Дереком Джарменом. Знаменитый авангардист немедленно стал снимать Тильду в своих фильмах: начал с «Караваджо» и не мог остановиться до самого 1993 года. Последний проект Джармена с Тильдой — фильм «Блю», после которого мэтр скончался.
Незадолго до этого Тильда снялась в картине Салли Портер «Орландо». Эта роль заметно подтолкнула ее по карьерной лестнице вверх и прославила за пределами комфортной зоны авторского кино. Способность Тильды к перевоплощению, особенно из одного гендера в другой, сильно впечатлила зрителей и критиков.
Смерть Джармена, меж тем, глубоко ранила актрису, и она даже взяла недолгий перерыв в съемках. История гласит, что свои печальные «каникулы» она проводила в основном на скачках. Было лишь заметное участие в перформансе авангардной художницы Корнелии Паркер в 1995 году, когда Тильда неделю лежала в стеклянном ящике по восемь часов, словно живое произведение искусства.
Следующий большой проект с ее участием вышел уже в 1996 году — лента «Женская извращенность» сценаристки и режиссера Сьюзен Стрейтфелд.
Голливуд понемногу открывал для себя уникальную артистку с универсальной внешностью и багажом серьезного искусства в резюме. С 2000 года она появилась в фильмах «Пляж», «Ванильное небо», «Константин: Повелитель тьмы» (роль архангела, по мнению поклонников, как нельзя лучше идет изящной Тильде) и, конечно, сногсшибательно перевоплотилась в Белую Колдунью в «Хрониках Нарнии». Дальше можно только увлекательно перечислять мэтров сто часов: братья Коэны, Джармуш, Финчер, Уэс Андерсон, Пон Чжун Хо, Альмодовар. Кажется, любой режиссер, единожды снявший у себя Тильду, не может не вернуться за ней еще раз, а то и не один раз. В 2007 году она получила «Оскар» за фильм «Майкл Клейтон», к чему отнеслась в своей манере — довольно иронично.
Суинтон говорит, что на все роли соглашалась по любви — только если было интересно, неважно, большой фильм или маленький, голливудский или авторский. Чем-то из этого она наверняка руководствовалась, подписываясь на роль Старейшины в марвеловском экшене «Доктор Стрэндж», после чего актрису едва не закенселлили за вайтвошинг персонажа-азиата.
Актерский диапазон Суинтон безграничен: она играла самых разных людей, сестер-близнецов, ангелов, старушек, а в «Суспирии» Луки Гуаданьино, помимо основной роли, вошла в абсолютно неузнаваемый образ пожилого мужчины. Благодаря, разумеется, искусному гриму и собственному мастерству.
В 2021 году с участием Тильды вышло два проекта, отражающих многогранность ее таланта: пестрый «Французский вестник» Уэса Андерсона и медитативная «Память» Апичатпонга Вирасетакула. Стареть Тильда тоже явно не собирается, поэтому в будущем порадует фанатов работой с Дэвидом Финчером над «Убийцей», примет участие в озвучке «Пиноккио» Гильермо дель Торо и сыграет ученую даму у Джорджа Миллера в ленте «Три тысячи лет желаний», которая становится обладательницей сосуда с джинном.
В реальности Тильда большая юмористка, и личная жизнь у нее такая же. С мужем Джоном Бирном она рассталась, но на позитивной ноте. Бывший супруг порой зависает с Тильдой и ее возлюбленным Сандро Коппом, из-за чего журналисты неизменно устраивают истерику и называют Суинтон полиаморкой.