Бэнкси — это технически не персона. Бэнкси — это бренд, феномен, мистификация, искусствоведческая головоломка. Пусть даже в документальных фильмах появляется человеческая фигура с измененным голосом, сам Бэнкси отрицает любую возможность своего деанона. Его бунтарская роза расцветала не для того, чтоб знать его в лицо. При этом теоретики не отрицают возможности того, что художник Бэнкси — это вообще плод коллективного творчества.
Теорий насчет личности Бэнкси вообще немало, наиболее популярные и вероятные указывают на нескольких людей. Один из первых претендентов на реальную личность художника — музыкант Роберт Дель Ная из группы Massive Attack. У Роберта немало общего с Бэнкси: изначально музыкант стал известен как граффитчик в составе бристольской команды райтеров The Wild Bunch. Да и исследователи его творчества заметили, что работы авторства анонимного художника появлялись в то же время и в тех же городах, где группа Massive Attack давала концерты. Еще один музыкант, которого активно подозревают, — Джейми Хьюлетт, основатель группы Gorillaz. В остальном же все версии имеют вид конспирологических теорий, имеющих слабые доказательства.
Сам Бэнкси своим примером доказывает, что личность художника вторична, особенно если речь идет о мастере стрит-арта, которому положено быть анонимным ввиду самой сути этого искусства. При этом стоимость деанона Бэнкси на eBay дошла до 999 999 долларов. Правда, неизвестно, кто этот лот выставил, а затем удалил. Поговаривают, что сам Бэнкси, неисправимый провокатор.
Люди угомониться не желают и продолжают строить догадки вокруг неуловимого художника. Его родиной считается город Бристоль, и по некоторым данным он начал работать как член группы уличных художников DryBreadZ.
Фирменная трафаретная техника Бэнкси рождалась из обстоятельств: в конце девяностых он бомбил стены как обыкновенный граффити-художник, и бег наперегонки с полицейскими вынуждал придумать какой-то способ управляться быстрее. Так Бэнкси перешел на трафареты. Сейчас его стиль узнает и ребенок: минималистичные линии, преимущественно черно-белая гамма, редкие и сильные цветные акценты.
В процессе развития художника работы его все больше походили на громкие заявления, тематика становилась острее, троллинг — жестче. С помощью своих картин Бэнкси сурово проходился по слабостям и порокам общества: беспощадно распинал капитализм и милитаризм, поднимал проблемы экологии, социального неравенства, расизма и также не упускал случая пнуть «любимых» сотрудников полиции. В целом его отличает совершенно гениальная способность в простом рисунке запечатать целую гору смыслов. Заодно и выбесить как можно больше людей.
В какой-то мере искусство Бэнкси ввиду быстрого роста его популярности, можно назвать «вирусным», причем еще до развития интернета. Люди фотографировали граффити, некоторые работы быстро стали культовыми. Известны даже случаи, когда коллекционеры пытались выбивать куски стен, чтобы уносить шедевры с собой. Не обходилось и без вандализма. Знаменитые «Целующиеся констебли» на стене паба «Принц Альберт» возмутили общественность так сильно, что были в какой-то момент яростно замазаны, но потом восстановлены и проданы в 2014 году за полмиллиона долларов.
Иронично, но контркультурный «партизан» Бэнкси стал делать на своем имени баснословные деньжищи. Правда, его недобрый юмор и тут постоянно проявляется. Бэнкси любит устраивать различные провокации, связанные с деньгами и искусством. Весь мир побледнел, наблюдая за тем, как картина «Девочка с шаром», проданная на Sotheby’s почти за полтора миллиона долларов, режется на ленточки встроенным в раму шредером. После этой акции испорченная работа подорожала еще сильнее как арт-объект.
Свои средства и влияние художник также любит использовать эффектно и с выражением. Его деятельность давно вышла за пределы родной Великобритании — множество работ Бэнкси наряду с граффити других художников появилось на стене между Палестиной и Израилем.
Среди масштабных проектов художника мрачный тематический парк Dismaland, обыгрывающий капиталистический макабр Диснейленда, детища суперзлодейской корпорации Disney, наживающейся на детстве. Дети в работах Бэнкси встречаются часто, и обычно сюжеты с их участием невероятно щемящие, раскрывающие самые больные проблемы общества. Иногда они страдают, как мальчик на рисунке «Рабский труд», а иногда побеждают и дают надежду — словно девочка, обыскивающая полицейского в полном обвесе.
По-прежнему скрывая свою личность, Бэнкси творит и большое добро. В 2020 году он финансировал судно Louise Michel, перевозящее 150 беженцев из Северной Африки, открыл отель в Палестине, чтобы поддержать замученную войной территорию экономически и информационно. Но это не единственные его социальные и благотворительные инициативы. Так, в 2021-м он объявил, что пожертвует 10 млн фунтов стерлингов на создание центра искусств на месте Редингской тюрьмы. Для этого художник решил продать трафарет, который он использовал при нанесении рисунка на стену здания. Кроме того, он выпустил футболки с надписью Bristol, чтобы буквально выразить свою гражданскую позицию — напомнить, что перед судом часто предстают люди, которые, по мнению Бэнкси, этого не заслуживают, — например, вандалы.
В 2010-м к радости любителей творчества Бэнкси вышел его документальный фильм «Выход через сувенирную лавку». Правда, искушенные искусствоведы смекнули, что происходящее в фильме больше похоже на очередную шутку.
Некоторые из выставок Бэнкси тоже вызывали довольно острую реакцию общественности. В частности, знаменитая Turf War, проведенная в 2003 году, когда художник расписывал живых коров, свиней (разумеется, этих он раскрасил в полицейскую форму) и овец. Защитники животных подняли настоящий хай, несмотря на то, что краска была безвредной и звери в процессе не пострадали.
Российские выставки в Москве и Санкт-Петербурге вообще провели без согласования с художником. Бэнкси даже пришлось публично заявить об этом в своем инстаграме* .