Дэниел Крэйг — усталое лицо франшизы бондианы с 2006 года. Наконец вместе с релизом «Не время умирать» он уходит на покой в надежде побольше играть разноплановые роли, которые удаются ему весьма неплохо.
Кинокарьера Дэниела началась задолго до взлета на агенте 007, а привязанность к актерской профессии и того раньше. Мать мальчика была творческой натурой и после развода познакомила детей с ливерпульским театром, а потом подарила отчима-художника.
Дэниел с малых лет устраивал представления для посетителей отцовского паба, играл в детском театре с шести, изучал музыку. При этом достиг значительных успехов в спорте — занимался регби, в старших классах играл в команде Hoylake Rugby Club.
Однако сердце юноши так и осталось на сцене, потому в шестнадцать лет он подался в Лондон и поступил в Национальный молодежный театр, с которым основательно помотался по миру. Впрочем, ни роли, ни гастроли не обеспечивали молодому амбициозному парню доход и карьерные перспективы. В работе Дэниел собрал бинго начинающего актера: трудился рабочим сцены, официантом и уборщиком.
Для набора профессионального багажа Крэйг поступил в знаменитую Гайдхоллскую школу музыки и драматического искусства. После окончания его ждал Королевский национальный театр, а затем и телевидение.
Было бы несправедливо сказать, что актер Дэниел Крэйг вылупился из безвестности исключительно в виде агента 007. До определенного момента он считался далеко не специалистом по сплошному экшену. Ему неплохо удавались роли психопатов и убийц: например, в исторической драме «Елизавета». Говорят, именно в этом фильме его с самого начала приглядела Барбара Брокколи, почуяв вайбы Бонда в образе, довольно далеком от привычного главного героя франшизы.
Дэниел, меж тем, не бросался интересными ролями. В биографической ленте «Любовь — это дьявол» он играет возлюбленного художника Фрэнсиса Бэкона и получает номинацию за роль второго плана от Лондонского кружка кинокритиков.
В «Сильвии» Крэйг — британский поэт Тед Хьюз, в «Проклятом пути» — совершенно злодейский сын мафиози. Была, конечно, и «Лара Крофт», и другой экшн, но уже тогда за Дэниелом отмечали способность играть чудовищное внутреннее напряжение и сильный внутренний конфликт.
Джеймс Бонд всегда был немного про другое. Однако выбор Барбары Брокколи пал на него даже до того, как Пирс Броснан официально сложил полномочия. А уж после Крэйга тащили во франшизу за ноги, а он чудовищно упирался. Правда, сценарий «Казино "Рояль"» все-таки его убедил.
Первоначально кандидатуру Дэниела приняли в штыки фанаты, отмечая внешнюю несхожесть актера с книжным персонажем и предыдущими Бондами. Тем не менее со временем Крэйг доказал, что шпионская сага нуждалась в изменениях, и он их привнес в том числе, сделав героя намного менее карикатурным. Новая бондиана с новым Бондом оказалась успешной перезагрузкой.
Однозначной неудачей можно считать лишь «Квант милосердия», который в условиях забастовки сценаристов пришлось почти что написать самому Дэниелу. «Скайфолл» получил пять номинаций на «Оскар», из которых взял две. «Спектр» взял статуэтку за песню. В целом кассовые сборы радовали, однако насквозь травмированный физически и вымотанный эмоционально Крэйг собирался бросить роль чуть ли не после каждого фильма. Правда, перед уходом на покой все-таки снялся в последней для себя части «Не время умирать».
В перерывах между «бондами» актер тоже без дела не сидел, и в прокат вышли весьма заметные картины с его участием: «Дурная слава», «Ковбои против пришельцев», «Девушка с татуировкой дракона», «Удача Логана» и «Достать ножи». В последней он так хорошо справился, что детектив получил вторую часть, где сыщик в исполнении Дэниела берется за новое расследование.
По меркам Голливуда, Дэниел — человек суровый и закрытый. Над ролями привык работать серьезно, личной жизнью светить не любит. Сейчас он женат на актрисе Рэйчел Вайс, которая ушла к нему от Даррена Аронофски. Будущие супруги играли женатую пару в фильме «Дом грез». У них есть общая дочь и по ребенку от предыдущих браков. Судя по высказываниям Крэйга в прессе, своих детей он баловать не намерен и почти все свои сказочные богатства, нажитые Бондом, планирует влить в благотворительность, а не в счета наследников.