Дебютный полнометражный фильм дочери Андрея Михалкова-Кончаловского.
«Первый снег» — российское драмеди от Наталии Кончаловской.
Одинокая 24-летняя Кристина (Юлия Шульева) — выпускница МГИМО. После получения диплома ее приглашают на стажировку в крупную консалтинговую компанию, где ей предстоит продвигать кукурузные шарики и многозлаковые хлопья. Эта работа не по душе Кристине, которая мечтает побыстрее закончить стажировку и заняться поисками нового места, где ей будет комфортно.
Мама Кристины, Марина (Елена Морозова), — риелтор, и она просто обожает свою работу, так как тут можно встретить холостяков, подыскивающих себе шикарное жилье. Именно так она познакомилась с Георгием (Иван Агапов). По вечерам же Марина пишет любовные романы о богатой заграничной жизни, например, где-нибудь в Монако. При этом Марина уверена, что ее дочь обязательно должна выйти замуж за состоятельного мужчину, поэтому она постоянно дает советы Кристине о том, как той стоит вести себя с противоположным полом.
Нелюбимая работа и непрошеные советы доводят Кристину до выгорания, а ей так хочется вдохнуть полной грудью и распробовать свободу на вкус.
Начальница главной героини, Оксана (Марина Маныч), — деловая женщина, self-made woman. У нее есть все, о чем только можно мечтать, кроме взаимопонимания в семье. Поговорить по душам она может только с фикусом, что частенько и делает. Ee 10-летняя дочь Алиса (Анна Пересильд) ведет видеоблог «Алиса в стране хомяков». Оксана обеспокоена таким поведением дочери и записывает ее к психологу, который, по мнению Оксаны, поможет сформировать у девочки здоровую психику и научит ладить с окружающими. Алисе это не нравится, но она вынуждена посещать сеансы. Только видеоблог и хомяк радуют девочку.
В конце концов именно это животное свяжет старшеклассника Павла (Марк Эйдельштейн), Алису и Кристину. Их встреча перевернет жизни героев с ног на голову. И все они обретут долгожданную свободу, как только выпадет первый снег.
Это полнометражный дебют режиссера Наталии Кончаловской. Этот фильм абсолютно личный, в нем переплетается жизненный опыт, наблюдения за близкими людьми и знакомыми.
«Я пыталась на какой-то легкой ноте поднять важные вопросы: как мы делаем свои выборы по жизни? Насколько эти выборы нам принадлежат? Почему большинство людей занимаются совсем не тем, чем бы им на самом деле хотелось? Ответа у меня нет, и финал фильма, когда две героини встречаются в секции айкидо, — открытый: это не значит, что они наконец начали заниматься тем, что им нравится, это скорее лишь первый шаг к своему осознанному личному выбору, когда ты опираешься только на себя, не оглядываясь на свое окружение. Это сложный процесс — понимания своих собственных стремлений, желаний, попытка самореализации и гармонизации внешнего и внутреннего. Большинство из нас понимает, чего мы не хотим — а вот чего хотим, с этим сложнее».Продюсер Елена Степанищева убеждена, что Наталия в этом фильме показала общечеловеческие проблемы, которые присущи каждому жителю нашей страны. Елена считает, что режиссер смогла высказаться, не разделяя чувства людей на мужские и женские, и у нее это получилось осмысленно и неглупо.
Красной линией в кинокартине проходит тема сепарирования от чрезмерной родительской заботы, соблюдения личных границ и умения отстаивать собственное мнение. Наталия Кончаловская, дочь знаменитого мастера кинорежиссуры Андрея Михалкова-Кончаловского, говорит, что ей удается сохранять творческую самостоятельность:
«Я работала на съемках «Рая» и «Греха» скрипт-супервайзером, многому училась и учусь у своего отца, и некое его влияние, естественно, ощущаю. Но все-таки мы с Андреем Сергеевичем разные личности, я ищу в этой профессии свой путь — как и героиня моего фильма. По каким-то моментам, точечно, я с ним, конечно, советовалась, но у него достаточно определенно сложившееся мнение о том, каким должно быть кино, и это мнение не всегда совпадает с моим».Фильм «Первый снег» не ограничивается темой «больных» отношений с родителями. Режиссер поднимает социальные вопросы о праве человека не зависеть от мнения окружающих, не пытаться соответствовать вымышленным рамкам общества в карьере или личной жизни.
В фильме нет главных героев, потому что они все важны. Драматургия выстроена таким образом, что успех проекта зависит от актеров. Наталии Кончаловской вместе с кастинг-директором Марией Судницыной удалось создать гармонию на экране: подобрать исполнителей так, чтобы они попадали в тональность, настроение фильма. Их энергетика, по словам режиссера, соединяется в мелодию. Этого сложно добиться, если не подходить к подбору актеров — ярких личностей — с сердцем.
Ключевые женские роли сыграли Юлия Шульева и Анна Пересильд. Для них это также был дебют в полнометражном проекте. А о том, что связывает Юлию Шульеву с семьей Кончаловских, Наталия поначалу и не подозревала:
«Как только Аня пришла, с первой же пробы, я поняла, что это именно тот персонаж, которого я искала. Для меня это абсолютно интуитивный процесс, как бывает иногда в дружбе: ты встречаешь человека, и понимаешь, что это твой человек, и с кастингом точно так же, все основано на влюбленности именно в этих актеров. А Юля Шульева на самом деле учится на режиссерском факультете ГИТИСа у моего отца — когда я об этом узнала, мне показалось забавным это совпадение. Поскольку актер приходит на площадку со своим внутренним миром, то Юля очень много привнесла в фильм и в свою героиню Кристину».
Может показаться, что фильм легко получился у создателей, без трудностей производства. Так кажется из-за гармонично подобранных героев и сюжета, который знаком каждому из личного опыта.
Специфику работы с Наталией Кончаловской, не имеющей режиссерского образования и отличающейся в своем подходе от других российских режиссеров, описывает Елена Морозова:
«Когда я познакомилась с Наталией Кончаловской, я поняла, что очень хочу работать с этим режиссером. До того, как я была утверждена, мы много встречались и делали множество проб, в том числе и с моей партнершей Юлией Шульевой — мы втроем с Наташей собирались несколько раз на три репетиционных часа, устраивали читки, разбирали сцены, пробовали сыграть так или этак. Я очень благодарна Наташе за этот период, потому что не каждый режиссер может себе и актерам такое позволить по тем или иным причинам. Но это было очень классно, потому что была возможность попробовать разные тонкие моменты. Юля Шульева — очень чуткий партнер. А Наташа — очень тонкий режиссер. Она отличается мягкой и интеллигентной манерой общения, что, честно говоря, нечасто встречается у режиссеров в России. Но за этой мягкостью и интеллигентностью чувствуется жесткая структура, выстроенная у режиссера в голове. Наташа умеет добиваться своего, и при всей своей мягкости и интеллигентности она никогда не остановится на достигнутом результате, если он ее не устраивает и если у нее что-то не получается, на ее взгляд. Меня это поначалу удивляло: казалось бы, мы уже разобрали сцену, обсудили, попробовали разные варианты, но Наташа возвращалась к ней снова и снова, и это было очень интересно».
Дебютный полнометражный фильм Наталии Кончаловской. В 2020 году ее короткометражка «Праздник» была показана на Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в рамках программы «Короткий метр».
Главную роль сыграла дебютантка Юлия Шульева. Ее партнерами на съемочной площадке стали Елена Морозова («Проданный смех», «Дневник его жены», «Калашников»), Маргарита Аброськина («Толя-робот», «Полицейский с Рублевки», «Подкидыш») и др.
В картине также появилась старшая дочь Юлии Пересильд и кинорежиссера Алексея Учителя Анна. Это не первая актерская работа юной актрисы, ранее она снялась в фантастической ленте Сергея Мокрицкого «Черновик», созданной на основе одноименного романа писателя Сергея Лукьяненко.
«Мой первый съемочный день прошел увлекательно. Когда я поехала на пробы, я очень волновалась и была уверена, что меня не возьмут. Но меня взяли! Я была безумно счастлива. И вот наступил мой первый съемочный день… я очень волновалась, но мне не хотелось показывать свое волнение. Еще мне очень повезло со съемочной группой: все очень заботливые, собранные, дружные», — поделилась своими впечатлениями Анна.Лента была показана на кинофестивале «Темные ночи» в Таллине, где была номинирована на приз Works in Progress, который присуждается самым смелых художественным проектам, сочетающим в себе творческий и коммерческий потенциалы. Лауреатом премии стал фильм «Нуучча» Владимира Мункуева.
Кинокартина также получила спецприз жюри фестиваля «Окно в Европу» за талантливое воплощение богатого и противоречивого женского мира (Елена Морозова). Актриса рассказала, что для нее эта роль была знаковой, потому что у нее у самой подрастают дети, и Елене важно прожить разные сценарии отношений между мамой и дочкой. Ее героиня — женщина, которая не смогла построить карьеру и выйти замуж за надежного мужчину, поэтому она хочет исправить свои ошибки в жизни дочери. Она дает ей престижное образование, советует, как вести себя с мужчинами, но забывает, что это не ее жизнь и не ей решать. Такие взаимоотношения, наполненные гиперопекой, всегда становятся причиной ссор. Поведение «опекуна», хоть он и действует «из благих намерений», вынуждает близких людей отдаляться друг от друга.