Безумно можно быть первым: первые шаги российского кинокомикса
Один из тезисов промокампании фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» — это первый отечественный кинокомикс. И здесь (почти) нет лукавства. Если отбросить «Черную молнию» и «Защитников», по факту не имевших первоисточников, то это действительно первая картина, делают которую ребята из комикс-индустрии. Издательство Bubble Comics сравнительно молодое (ему десять лет), но чек-лист сравнений с теми же Marvel выполняет: свое издательство есть, свои комикс-тайтлы есть, своя киностудия есть. А перед выходом полного метра они набили руку на паре короткометражек. Что же получилось?
Игорь Гром — бравый питерский полицейский, который не признает друзей, личной жизни предпочитает работу, а при задержании преступников полагается на кулаки. Грома любят начальник с сослуживцами — даром что первый регулярно его увольняет, а вторые делают на это ставки. Работы у майора навалом: то холодильник украдут, то мажорный подросток девочку собьет. Но если наказать уличного вора еще возможно, то вот богатых прикроют перед законом коррумпированные судьи — в этом экранная реальность от нашей мало чем отличается.
Однажды у закона находится «помощник». Это некто Чумной Доктор — мститель в плаще и маске с клювом. Он кроваво расправляется с богачами у власти и просто с теми, кто однажды избежал суда. Видео с деяниями народного заступника/убийцы (нужное подчеркнуть) распространяются в защищенной от деанонимизации социальной сети Vmeste, созданной Сергеем Разумовским — бывшим сиротой, а ныне филантропом и разработчиком, внешне напоминающим Джесси Айзенберга. Чумной Доктор приобретает армию последователей, а его маска становится символом гражданского протеста. И Грому на пути к разгадке личности Доктора (тут все не так просто) приходится столкнуться с разгорающимся в пределах города мини-апокалипсисом.
История «Майора Грома» происходит, конечно, в альтернативной России. Но от нашей действительности никуда не деться. Еще на старте, в беспокойном 2012 году, Bubble досталось за политическую составляющую: в сюжете о Громе и Чумном Докторе читалось осуждение уличного протеста и самоорганизации через соцсети, а сам Разумовский был очевидно списан с Павла Дурова и его Telegram. Спустя восемь лет фильм ругают за то же. Не идет на пользу и тот факт, что сооснователь издательства — сын владельца околовластного медиахолдинга LifeNews. О реальности фильм вспоминает с натянутым и неловким юмором: то в шутке про домашнее насилие, то в камео Милонова. В 2021 году некоторым кажется странным выбор главным героем так называемого «мента», который превышает полномочия, применяет физическую силу, а иногда прибегает к помощи подстрекателей.
Впрочем, создатели объясняют свое решение начать киновселенную именно с Игоря Грома тем, что это просто-напросто самая доступная для адаптации история. А на обвинения в государственной пропаганде Bubble уже неоднократно отвечали, что, наоборот, старались уйти от политики, которой было больше в первоисточнике. Нельзя сказать, что у них получилось, но на фильм действительно можно посмотреть с другой стороны. Так, вместо критики уличного протеста можно прочитать осуждение террора в целом и стремление перейти к либеральной политике и диалогу. Что Грому, что зрителю прямым текстом говорят с экрана: кулаками ничего не решить, а насилие только размывает границы между героем и преступником. И перемены, которых требует кавер на Цоя из заставки, наступают-таки в финале, когда в новостях сообщают о грядущих судебных реформах.
Титры с плачущей под «Перемен» Фемидой, кстати, очень похожи на заставку «Сорвиголовы». Маска Чумного Доктора — на маску Гая Фокса из «V значит Вендетта» Алана Мура. А сам Гром, даром что говорит голосом как у Данилы Багрова, просчитывает возможные сценарии драки как Шерлок Гая Ричи. Для своего комикс-дебюта режиссер Олег Трофим («Лед») и студия Bubble заимствуют у своих старших братьев проверенные детали и приемы, чтобы собрать из них собственный язык, рассказать жанрово западную историю в отечественных, пусть и облагороженных реалиях. И хотя некоторые штампы кажутся устаревшими, а условности вроде казино в центре города или роскошного полицейского участка в здании дворца выглядят чужеродно, это всего лишь вопрос времени и привыкания.
Благо зрителю есть на что отвлечься: почти весь каст — это свежие лица. Самого Грома играет Тихон Жизневский, приписанного к нему очаровательно наивного новичка Диму Дубина — Александр Сетейкин, независимую блогерку Юлю Цветкову — Любовь Аксенова, Разумовского — Сергей Горошко. Только в роли полковника Прокопенко, начальника Грома, узнается ветеран телеэкрана Алексей Маклаков. В саундтреке предсказуемым можно назвать только неизменный для Петербурга «Аквариум». Кроме него, тут отметились Дельфин, Леван Горозия и Антоха MC.
Со сборами в прокате у «Майора Грома» не задалось. Можно сказать, что фильм вышел в не самое удачное время: и контекст враждебный, и персонаж полицейский нам не нужен, и супергероикой уже наелись. Но ведь все жанровое кино и так соткано из уже виденных когда-то клише. А с положительными главными героями (даже с приставкой «супер») соглашаться надо не всегда — еще один привет Алану Муру. Гром нарушает закон, зная о том, что рискует переступить черту. Так же и авторы, для которых это проект мечты, прекрасно знали, на что идут. Если это не безумие, то точно большая творческая смелость для них, а для въедливого зрителя — повод дать хотя бы шанс отечественному кино и оценить его самостоятельно. Как гласит слоган недавно запущенной интернет-кампании: #поддержитемайорагрома.
Фильм получил призвание в мировом прокате (даже большее, чем в отечественном) и создатели уже задумываются над съемками продолжения.
Бандиты, которых ловит Игорь Гром в открывающей сцене фильма, носят костюмы хоккеистов из советского мультфильма «Шайбу! Шайбу!». Их же можно увидеть в короткометражке «Майор Гром», вышедшей в 2017 году
Съемки проходили на натуре, в Санкт-Петербурге, всего для фильма было перекрыто 85 улиц
Наш город болен. Его пожирает чума коррупции, алчности и беззакония. И я не успокоюсь, пока не выжгу эту заразу дотла.
В команде надо работать, понимаешь?