Написание текста о фильме спустя годы после его премьеры дает одно несомненное преимущество — возможность взглянуть на него ретроспективно. Это особенно важно в случае с «Мстителями» — значимой частью насыщенной событиями киновселенной Marvel, которая с каждым годом экспансивно расширяется, пожирая все новые миры-жанры и открывая героев, образуя тем самым нехитрый пазл, который требует скорее внимания к деталям, нежели интеллектуального напряжения.
Комикс в общем и его киноверсия в частности прошли через несколько стадий в своей истории — от золотой эры 30-х до своего современного «платинового» состояния, отражая и сменившиеся культурные дискурсы — неразлучные в своей бинарности модерн и постмодерн. Влияние последнего четко прослеживается в «сериальности», ставшей с годами еще более очевидной. Каждый фильм — лишь эпизод в кажущемся бесконечном потоке, а каждая фаза развития — лишь сезон. За тринадцать лет существования Marvel выпустили 23 фильма (такой производительностью мог похвастаться разве что Вуди Аллен и его кумир Бергман)! «Мстители» замыкают собой первую фазу-сезон и очевидно играют в ней важную роль, но и в этом их феномен — они не вполне полноценны и самостоятельны, и разбирать их в отрыве от предыдущих фильмов невозможно.
Так, например, «Мстители» начинаются in media res (с лат. — «в середине дела». — Прим. SRSLY) — антагонист Локи, знакомый зрителям по Тору, проникает в лабораторию правительственной организации «Щ.И.Т.» и похищает тессеракт — сгусток космической энергии, одно из первовеществ, образованных при рождении Вселенной, чтобы открыть портал в другой мир, через который на Землю проникнет армия расы Читаури. Вся экспозиция — ответы на вопросы, кто такой этот Локи, почему он говорит о мести землянам и прочее, скрыта в предыдущих фильмах сезона (в данном случае в первом «Торе»). Стоит ли удивляться тому, что «Мстители», являясь, по сути, кульминационной серией первого сезона, состоят в основном из сражений?
Другой вопрос состоит в том, насколько удачны «Мстители» именно в этом смысле — как кульминация. Перед Джоссом Уидоном, режиссером и сценаристом, стояло несколько нетривиальных задач. Во-первых, создать полифоническую симфонию из голосов совсем уж разных героев — от чистого и звонкого голоса Стива Роджерса и едкого и сардонического в духе Сати звучания Тони Старка до громогласно-ударного Тора и заставляющего дрожать халкианского баса. И с этой задачей, как видится, Уидон вполне справился — герои, пройдя через разобщенность и склоки (в этой условно первой части слышатся отдельные голоса), объединенные жертвой Фила Колсона, образуют еще не братство, нет, но уже вполне функциональную самаритянскую ячейку (звучащую бодро-зловеще), которая отводит от Земли угрозу и пленит Локи.
Мне кажется, фильм отражает состояние дел в Америке. Все считают, что только они знают, что такое хорошо, и отказываются слушать других. И, конечно, из этого ничего не выходит.
Разумеется, все наследие Фрэнка Миллера, автора культового «Возвращения Бэтмена», обогатившего героев комиксов благами постмодерна вроде рефлексии и неоднозначности самого их героизма, Уидон решительно отринул — ведь для этого требуется время и, что не менее важно, потери. Все это герои обретут в следующих фазах киновселенной.
И, во-вторых, как и полагается финальному эпизоду сезона, «Мстители» должны были не только подытожить предыдущие фильмы (линию тессерактов — Камней Бесконечности и объединения героев), но и оставить задел на будущее, ведь это только первая битва из многих, о чем красноречиво говорит физиономия главного антагониста киновселенной Таноса, которую можно увидеть в сцене после титров. Но, как сказал Ник Фьюри в конце: «Теперь Вселенная знает, что у Земли есть Мстители».
В арке киновселенной Мстителей вышли второй, третий и четвертый фильмы.