18+

Кто-нибудь видел мою девчонку?

Дата выхода
12 ноября 2020 года
Страна
Россия
Жанр
драма
Режиссёр
Ангелина Никонова
Продолжительность
1 ч 40 мин
О сериале
Мелодрама ошибок, или «Кто-нибудь видел мою книгу по сценарному мастерству?»
В ролях
Алексей Золотовицкий
Мария Шалаева
Юрий Чурсин
Рейтинг сериала
8.8 /10Рейтинг кинокритиков
6.6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Описание

Мелодрама ошибок, или «Кто-нибудь видел мою книгу по сценарному мастерству?»


Начать, вероятно, стоит с того, чтобы обозначить границы текста, который, хоть и отчасти (как я надеюсь), можно будет считать разбором фильма. Именно фильма, а не легшей в его основу книги Карины Добротворской и уж тем более не реальных событий из ее жизни и обстоятельств брака с культовым киноведом Сергеем Добротворским. Копий на этом поле за последние месяцы было сломано столько, что добавлять свои «пять центов» кажется излишним.

Tabula rasa — говорили древние римляне каждый раз, стирая чьи-то слова с доски.  Чудесный принцип, которым я спешу воспользоваться, игнорируя весь потяжелевший от споров бэкграунд фильма и сосредоточившись исключительно на том, что «Кто-нибудь видел мою девчонку?» представляет собой как фильм.

Нам было важно не рассказывать историю двух реально существовавших людей… мы были вдохновлены книгой и пронзительной искренностью, с которой была рассказана история. К книге можно относиться как угодно, но прежде всего она очень эмоциональная, и мы хотели сделать фильм о чувствах и о чем-то важном.

Ангелина Никонова, режиссер фильма

С точки зрения жанра это не байопик, о чем назидательно напоминали продюсеры фильма и режиссер Ангелина Никонова. То есть все имена изменены, второстепенные персонажи, вроде друзей Сергея Добровольского (аватар Добротворского в фильме), в которых легко угадываются знаменитые кинокритики Михаил Трофименков и Любовь Аркус, расщеплены, названия газет и журналов вымараны — осталась лишь голая пустынная реальность, в которой существуют герои. Впрочем, учитывая, что эта часть фильма представляет собой ретроспективный взгляд главной героини, Киры, в свое прошлое, это можно объяснить особенностью ее памяти (или страховкой от исков). Нет, фильм стремится в сентиментальное пространство мелодрамы, а значит, по определению ставит цель выжать из зрителей как можно больше сочувствия. И решительно с этим не справляется. И проблема, как видится, в не слишком удачном использовании приемов.

Картина разделена на два временных пласта — в настоящем уже зрелая Кира в исполнении Виктории Исаковой страдает в Париже от приступов ностальгии по ушедшей любви и чувства вины и не слишком успешно «сублимирует» их в отношения с молодым любовником, которого тоже зовут Сергей, а в ретроспекциях обращается к этапным событиям молодости — знакомству с Добровольским, ранним счастливым моментам брака, угасанию чувства, выкидышам, уходу к другому и смерти Добровольского от передозировки.

Мне кажется, что тот язык, который мы вполне осознанно выбрали для того, чтобы рассказать эту историю, и то, как Геля (режиссер фильма Ангелина Крапивина. — Прим. SRSLY) к ней подошла, дает возможность огромному количеству людей, которые не читали книгу, почувствовать любовь, которую мы хотели показать на экране.
Нателла Крапивина, продюсер фильма

Этот прием, подсказанный книгой, весьма распространен и при правильной расстановке акцентов и нетривиальности может быть крайне эффективным. Достаточно вспомнить каноничную «Энни Холл», атмосферные «Воспоминания неудачника» или более экспериментальное (в отношении монтажа и работы со звуком) «Искупление» (последнее, к слову, также является экранизацией). Однако в «Кто-нибудь видел мою девчонку?» мостиком между прошлым и настоящим служит закадровый голос. Исключительно. Незаслуженно печально известный, он, однако, требует тонкого и продуманного использования.

В «Девчонке…» его применяют, пожалуй,  чрезмерно и крайне неделикатно. Не только для сшивания времен в сознании героини, но и для проговаривания мотивации, действий и подчас их значения. Например, то, что щенок, которого приносит Кира, становится символом их с Добровольским надежды на новое начало, проговаривается, а не показывается. По этой же причине фильму недостает напряжения в кульминационных точках. Это особенно сложно объяснить в сцене расставания Киры и Сергея, в которой герои не произносят ни одной реплики, здесь их ощущения и чувства «озвучены» извне.

Самым сложным для нас было сформулировать, про что мы снимаем и для кого мы снимаем, и то, что вы видите на экране, сделано сознательно.
Сабина Еремеева, продюсер фильма

А вот чего сценарию «Девчонки…» не хватает, так это так называемых сцен подготовки, которые плавно подводят зрителя к поворотным пунктам. Оттого некоторые сцены выглядят странно и нелогично, а конфликты рождаются из ниоткуда. Заткнуть эти дыры снова пытается закадровый голос (безуспешно). Вдобавок это еще и сбивает повествовательный ритм фильма, который превращается в неровно синкопированную мешанину.

В чем с создателями фильма действительно сложно не согласиться, так это в том, что трагическая история любви и расставания «прототипов» Карины и Сергея действительно очень мощная и могла бы послужить отличным материалом для экранизации. Тем более обидно, что этого не случилось — сами герои остановились в нерешительности между своими прототипами и персонажами, сценарий не смог преодолеть элементарного перевода на язык кино, а итог — хорошая, но плохо рассказанная история о любви и сожалении.


Нателла Крапивина (продюсер) хотела вставить в финальных титрах реальные фотографии героев. Но Карина Добротворская, автор оригинального произведения, была против.

Фильм вошел в основную конкурсную программу «Кинотавра».

Карина Добротворская в прошлом была театральным критиком, а на момент написания книги играла одну из ключевых ролей в международной̆ индустрии глянца, работая президентом по редакционному развитию Condé Nast International в Париже.

Гия Сичинава
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)