Американское телевидение в нулевых-десятых годах не особо вслушивалось и всматривалось в местный колорит своих историй. В сериале «Рим» производства HBO герои говорят на английском, а римлян играют британцы, в «Молодом Папе» актеры тоже англоязычные, несмотря на то что шоураннером стал итальянец Паоло Соррентино. Но в 2018 году, к концу десятилетия, сериалом «Моя гениальная подруга» HBO открывает новую страницу: время глобальных историй, развернутых в локальных декорациях, с местными актерами, говорящими на диалекте. (Впереди у HBO также сериал на испанском языке и сериал на арабском и иврите.)
Режиссер и шоураннер «Моей гениальной подруги» Саверио Костанцо, известный триллером «Голодные сердца» с Адамом Драйвером и Альбой Рорвахер, выбрал полное погружение в «натуру». Создатели подобрали на главные роли девочек из неаполитанских школ, привлекли к участию неаполитанца Соррентино и построили на заброшенной фабрике близ Неаполя 14 фасадов домов, воссоздавая послевоенную Италию прямиком из «Похитителей велосипедов».
Однако начинается действие в наши дни. Пожилой женщине звонит сын бывшей подруги, чтобы сообщить, что его мать пропала. Не слишком удивившись и даже не собираясь отправляться на поиски, женщина отправляется в путешествие по собственному детству, направляемая пристальным взглядом чумазой девочки из прошлого.
«Дети, не являющиеся профессиональными актерами, имеют шанс избежать стереотипов, особенно если режиссер найдет правильный баланс между реальностью и вымыслом. Юная Лила именно такая, какой я её и описала, а юная Элена в отдельных моментах очень похожа на ту женщину, которой станет в будущем».
Главным двигателем сюжета становится соперничество двух заклятых подруг, начавшееся в детстве и длящееся всю жизнь. В первых двух сериях зритель погружается в бедный послевоенный город, полный легенд, с монстрами и таинственными исчезновениями, – таким его делает фантазия двух девочек, которую подогревают страхи то одной, то другой. Лила по-детски искренне и цинично манипулирует доверчивой Лену, а Лену зависит от смелой подруги, впрочем, все больше осознавая ее жесткость и жестокость. Мы часто смотрим на детей как на маленьких невинных ангелов, но сериал напоминает нам о том, откуда вырастают сложные взрослые: из этих самых «ангелов».
При этом отношения между Лену и Лилой кажутся не столько токсичными и созависимыми, сколько единственно возможными в послевоенные годы в криминальном Неаполе. Характер девочек и их мрачноватый взгляд на мир вполне в духе неореализма определяется средой, где избить до смерти человека не считается зазорным, женщинам приходится сражаться за право на образование, а любовница запросто вымажет сажей простыни жены. Самые эмоциональные сцены фильма напоминают безумные театральные сценки: комедия дель арте объединяется с греческим хором из соседок, торчащих из окон. Такие итальянские страсти могут быть непривычны современному зрителю выхолощенных семейных драм: вместо холодных колкостей герои бросаются камнями, а вместо звенящей пощечины в голову может прилететь цветочный горшок.
Затейливый ритм первых серий втягивает нас в историю, из которой уже не хочется выбираться: уязвимые героини начинают напоминать нам о собственном детстве и юности, сериал становится очень личным и частично состоящим из наших же детских влюбленностей и разбитых коленок. Внимательная камера Фабио Чанкетти (оператора «Мечтателей») фиксирует юношескую хрупкость и живость непрофессиональных актеров, а закадровый голос Альбы Рорвахер дает книжную глубину – так достигается «запойная» увлекательность сериала, которую он наследует от литературного источника.
При этом благодаря сотрудничеству американских сценаристов и самой Ферранте и аккуратному обращению создателей с эпохой и натурой книга обретает в лице сериала живой голос, говорящий на неаполитанском диалекте и способный независимо рассказывать историю двух подруг каждому, кто читал «Неаполитанский квартет» или только собирается это сделать.
У сериала уже вышли второй и третий сезоны.
В одном из городков неподалеку от Неаполя была найдена заброшенная фабрика, где и воссоздали пыльный неаполитанский квартал с многоквартирными домами.
Все ведущие актеры – новички. Паоло Соррентино, исполнительный продюсер сериала, выбрал их после кастинга 9 000 детей и 500 взрослых.
Специально для съемок было создано 1500 оригинальных костюмов.