Если вас привлек Иван Янковский с бутафорскими усами в роли Не Тарковского, в фильме вы его можете увидеть всего в двух эпизодах: во время открывающих титров и где-то ближе к середине — и все это сон одного из героев. А, еще в самом конце его используют как эффектный уход в титры. Это на случай, если вы ждете от этого фильма много младшего Янковского. Его тут совсем мало.
О чем может быть фильм с названием «Хандра»? Конечно, о русской хандре. Чувство, которым должна быть пропитана наша Родина, потому что об этом сказал какой-то уже мертвый человек. Точнее говоря, наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» (да, вот такой моветон из школьного сочинения). Слава богу, авторы идеи фильма хорошо учились в школе. Потому что на этом достоинства фильма заканчиваются.
Вдруг вы забыли, Евгений Онегин — это страдающий от безделья околоинтеллектуал, который от скуки мучает женщин своими нарциссическими наклонностями и кризисом среднего возраста. И вот эти страдания мы и обозвали «русской хандрой». На этом эфемерном культурном феномене режиссер фильма пытается построить комичную вселенную, в которой будто бы все типичные персонажи мужского пола из русских глянцевых фильмов производства ТНТ или СТС в обличии Леши, Дени и Виталика вдруг поняли, что у них есть свое «эго», и растерялись. И вот здесь неожиданный поворот сюжета — почему-то сильные женщины виноваты во всех проблемах мальчиков. Сильных и независимых женщин стало так много, что это теперь угрожает простым русским мужикам жить нормальной жизнью.
Нельзя ругать российское кино, авторам и без этого трудно, нужно войти в положение — это порицание так и витает в воздухе. Но вот вам пересказ одного из «уморительных» эпизодов фильма.
Девушка Ленка и ее молодой человек Виталик. Ленка занимается боксом и, должно быть, в сознании среднестатистического консерватора представляет из себя канонический образ такой феминистки — грубой и неотесанной хабалки. Ленка не без оснований обижается на своего мужчину за то, что тот установил Tinder. Избивает его и публикует в инстаграме об этом пост, где выставляет своего молодого человека виновником в домашних побоях. Просто страх любого «нормального» мужика — сильная и хитрая баба. Смешно? Ну, так себе. Если, конечно, весь фильм — это не метамем, а описанный выше эпизод — не постырония, которую оказывается невозможной считать.
В стране, где женщина не может ехать одна в лифте с посторонним мужчиной, не сжимая в кулаке острый предмет, и в России, где увидеть на улице, как мужчина избивает женщину, — это повседневная история, разве нормально шутить на тему домашних побоев, пускай и с картой реверса? Кажется, что несмешно. Однако этому можно возразить и сказать, что для комедии нет запретных тем. И действительно, своя аудитория у этого фильма обязательно найдется.
Вообще, кажется, что «Хандра» — это история о том, как можно перечитать заголовков Афиши, The Village и какого-нибудь Wonderzine, ничего не понять и пытаться от этого непонимания написать «модную» комедию о сложной жизни в России с либеральным флером и дурновкусной мизогинией. Можно только надеяться, что создатели правда-правда не имели в виду ничего дурного. Иначе же, если все всерьез, то проступающее женоненавистничество здесь хуже, чем у героев программы «Пусть говорят».