Евгений Морозов — режиссер документального кино, который не может, к сожалению, похвастаться особо успешными проектами. И это его, признаться честно, сильно удручает, так как амбиции парня оказываются несоразмерны его возможностям. Долго такое полуголодное существование не могло для него продолжаться, и Евгений вместе со сценаристкой Дашей и оператором Егором придумывает документальный проект, посвященный паранормальным явлениям. Естественно, ребята плохо выучили уроки «Ведьмы из Блэр».
В последнее время российские сериалы понемногу перестают вызывать к себе тотальный скепсис, хотя, само собой, на одного «Звоните ДиКаприо!» встречается с дюжина потоковой продукции, снятой для самой непритязательной аудитории, которую, тем не менее, такой статус-кво не то чтоб не устраивал. Общественный прецедент «Зулейхи» лишь подтверждает существование тотального зрительского согласия с любым телепродуктом, заполняющим эфир. «Документалист» же в свою очередь пытается нащупать некие новые подходы, прежде всего жанровые, но ввиду ряда обстоятельств сериал может увязнуть в патоке банальностей, примириться с которыми не так уж и просто. Хотя попытка — не пытка, и уже из-за этого стоит не игнорировать сериал режиссеров Ильи Куликова и Никиты Грамматикова.
Все-таки сложно вспомнить в современном российском сериальном сегменте что-то похожее на «Документалиста», который ориентируется, пускай и на самом поверхностном уровне, на ключевые традиции хоррора западного, адаптируя оный и под актуальные российские реалии, и под устойчивую специфику самого жанра. Среди самых очевидных кинематографических референсов сериала стоит вспомнить как «Ведьму из Блэр» Мирика и Санчеса, чуть ли не всю франшизу «Паранормальное явление» Орена Пели и отчасти шестой сезон «Американской истории ужасов», так и отечественный мокьюментари «Шопинг тур» Михаила Брашинского. При этом, само собой, «Документалист» не принадлежит к числу found footage, хотя приемы этого порядком реактуализированного за последнюю пару лет жанра Куликов с Грамматиковым грамотно и в меру, небезвкусно используют в сериале, заходя большей частью и на территорию постдока.
Впрочем, от проекта все же явственно веет модифицированной версией какой-нибудь «Реальной мистики», разве что разбавленной для обогащения драматургической составляющей сериала существенно большим вниманием и к личному бэкграунду главного героя, и к роду его деятельности. Автоматом сам факт зрительского погружения в производство документального кино переводит «Документалиста» в категорию «мета» — кино о кино, которое к тому же, в силу ряда сюжетных компонентов, изучает само себя и становится комментарием к производственной кухне. И здесь уже кажется важной сама ценность такого авторского комментария, хотя он и лишен всякой критичности. Режиссеры рефлексируют о сути кинодокументалистики слишком между строк, между кадров, сосредоточившись иногда на создании предчувствия тотальной хтони вокруг. Впрочем, и сама окружающая фактура работает в их пользу. Телеформат и формат исключительного жанрового высказывания в «Документалисте» доминируют, ведь даже сверхъестественный ужас должен служить целям развлечения, а не извлечения неких потаенных смыслов.