Большая часть современных российских сериалов существует как бы в нескольких отдельных вселенных, которые если между собой и пересекаются, то только лишь по касательной. Все еще остается в своем неизменно патриархальном статусе-кво сериальная продукция того же канала «Россия 1», ориентированная на зрителей 40+. В свою очередь российские стриминговые платформы — more.tv, Premier, Start — всячески стараются уйти от приевшихся низких стандартов отечественных сериалов, говоря со своей менее возрастной аудиторией на актуальном для нее языке. Получается не всегда, однако, удачно, хотя качественная альтернатива начинает формироваться и формировать вокруг себя новую целевую аудиторию, которая имела привычку раньше отмахиваться от любых отечественных сериалов ввиду их неконкурентоспособности. Что характерно, перелом этот создают как относительные новички в индустрии (как Эдуард Оганесян со своими «Чиками», рассказывающий историю проституток, к примеру), так и профи типа Константина Богомолова или Бориса Хлебникова, которым важно быть актуальными.
Восьмисерийная психологическая драма «Псих», без сомнения, относится к проектам второго типа, и велики шансы, что сериал станет одной из самых громких российских премьер 2020 года. Впрочем, позволим себе немного скепсиса, ведь что может быть хуже обманутых ожиданий?! Разве что их полное отсутствие. Сюжетная канва «Психа» не отдает новизной, и это стоит признать заранее. После «Садового кольца» и двух сезонов «Содержанок» «Псих» снова будет стараться всмотреться что есть мочи в бездны московского бомонда и пытаться найти там хоть что-то кроме звенящей пустоты и претенциозной интеллектуальной простоты, выдаваемых за некую «новую искренность».
Не столь символичным, сколь уже симптоматичным будет являться выход в одной из ведущих ролей в сериале Константина Богомолова, ощутимо стремящегося занять в отечественной индустрии нишу локального Райана Мерфи, что в принципе не так уж плохо на самом деле, хотя не без определенных «но» и «если». Благо общее с Мерфи у Богомолова все же есть — возведение в несколько степеней китча, от которого, несомненно, едва ли будет застрахован в итоге «Псих», за режиссуру которого отвечает Федор Бондарчук. Для него сериал станет вообще первым серьезным опытом сотрудничества с крупным стриминговым сервисом и первым его режиссерским многосерийным проектом. Разве что в «Психе» масштабы скромнее и амбиции спрятаны за шелухой социальной критики. Сценарий сериала был написан супругой Бондарчука Паулиной Андреевой, которая и вовсе дебютирует в таком качестве. Забавный факт #1: Федор Бондарчук изначально не знал, чей сценарий он читает, его заинтересовал материал и главный герой. Впрочем, огромный плюс сериала — это актерский состав, в котором, в частности, Олег Меньшиков, Елена Лядова, Марина Александрова, Александр Горчилин и Анна Чиповская. Забавный факт #2: у некоторых героев и актеров одинаковые имена, что невольно (?) впрыскивает в сериал всякого мета-мета и пост-пост.
Федор Бондарчук входит в десятку успешнейших отечественных режиссеров — наряду с Тимуром Бекмамбетовым и Леваном Габриадзе. Успех меряется деньгами, а финансовые результаты у всех троих налицо. Но противоречивости мнений их славе, конечно, не избежать. Одни после «9 роты» смотрели на младшего Бондарчука как на противоположность своего отца, способную при небольшом бюджете снимать аристократически и размашисто. Другие заклеймили режиссера, назвав его клипмейкером с бесконечным красованием. Пройдя путь от скучного и неуспешного «Обитаемого острова» через хороший (безусловно, не шедевральный) «Сталинград» к фантастической дилогии «Притяжение» — «Вторжение», Бондарчук осознал, что в силах приложить руку к многосерийному фильму. И «Психом» он уж точно способен всех озадачить.
Главный герой — столичный психолог Олег (Константин Богомолов); перфекционист, постоянно и невротически протирающий руки антибактериальными салфетками. Профессиональность и доверие состоятельных клиентов обеспечили его дорогой квартирой в центре Москвы, автомобилем и жизненно необходимой травой. Последний год Олег живет с матерью. Всему виной загадочное, кажущееся мистическим событие: жена Олега то ли пропала, то ли умерла, после чего он не может находиться один. Но единственный понимающий Олега человек — близкая подруга его жены Вера (Елена Лядова — муза всех режиссеров, стремящихся передать реалии российского быта). Она разведена, но у нее есть художник-жених Костя (Александр Горчилин), который приносит в семейный бюджет гроши, а заодно свою помощницу, которая поселяется с ними. Вере Олег и рассказывает практически обо всем, в том числе о том, что ищет суррогатную мать для будущего ребенка.
В «Психе» предстает большая часть реалий современной действительности: одиночество, наркотическая зависимость, суррогатное материнство, развод, переходящий в полигамные отношения, гомофобия, постабортный синдром, все виды психических отклонений. Вдобавок к этому интересные технические решения (музыкальные и операторские), которых не счесть.
Смелый сценарий Паулины Андреевой, написанный под образ самого Богомолова, можно сравнить с «Звоните ДиКаприо!» или другим нашумевшим сериалом — «Чиками». Однако количественно и качественно «Псих» от них отличается. Место в сериале Бондарчука преимущественно занимает плеяда из отечественных звезд. Зритель отметит поверхностного снаружи, но глубокого изнутри героя Артема (Игорь Верник). И даже сложную, устойчивую, многогранную роль в духе Булгакова, доставшуюся обладательнице российских премий актрисе Розе Хайруллиной (мать Олега — Кира). Можно встретить отголоски и знакомого булгаковского «Морфия», когда главный герой стремится помогать людям, но не себе.
Небольшой пример. На первый прием к Олегу приходит Артем и приносит с собой кокаин. Главный герой же спокойно и монотонно просит клиента убрать со стола наркотики и забыть об их употреблении (хотя бы в «медицинском учреждении» — кабинете психолога). Однако стоит знать, что за несколько минут до прихода Артема сам Олег открывал потайной ящик шкафа в своем кабинете, чтобы достать самокрутку и покурить. Противоречивость и двойственность героев занимают в «Психе» важную роль.
У режиссера Федора Бондарчука тоже есть второе «я»: первое грезило мечтами о создании громких военных блокбастеров и увлекательных научно-фантастических фильмов, а второе сформировалось после «Психа» — психологической драмы по определению. И ведь немного обидно, что идея, которую подхватил автор, не сформировалась у Паулины Андреевой раньше. Но, с другой стороны, Бондарчук-младший все-таки снял свой первый и, вероятно, важнейший многосерийный фильм. Как говорится, чему быть, того не миновать.