В мире кино есть несколько фильмов, которые входят в пантеон культовых шедевров. «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино — именно в этом пантеоне. Фильм имел и до сих пор имеет огромное влияние на кинематограф и мировую культуру. Его уникальная структура и стиль режиссуры полностью изменили представление о том, как можно вести повествование на большом экране, использовать опыт прошлого и составлять уникальные диалоги.
«Криминальное чтиво» представляет собой историю, состоящую из нескольких переплетающихся сюжетных линий, следующих по нелинейной структуре (проще говоря, перемешанных друг с другом). Главная история рассказывает о двух гангстерах, Винсенте (Джон Траволта) и Джулсе (Сэмюэл Л. Джексон), которые должны вернуть чемодан с таинственным содержимым, украденным у босса Марселласа Уоллеса (Винг Рэймз).
В процессе работы Винсент знакомится с женщиной по имени Миа (Ума Турман), которая является женой Марселлас. Помимо этого, фильм переносит нас в прошлое и будущее, показывая другие отдельные истории, которые пересекаются на протяжении всей картины. В одном из эпизодов мы видим молодого боксера по имени Бутч (Брюс Уиллис), который должен участвовать в договорном бое, но нарушает условия сделки. И есть небольшая история о криминальной паре, задумавшей ограбление придорожной закусочной. Но и это еще далеко не все…
После успеха своего дебютного фильма «Бешеные псы» в 1992 году, Тарантино задумал создать что-то уникальное и оригинальное, что отличалось бы от традиционных подходов к кино. Режиссер начал размышлять о влиянии низкосортной культуры на массовую. Отсюда и криминальное чтиво или pulp fiction — так в США называют дешевые криминальные романы в мягкой обложке, которыми зачитываются сотни людей, но не представляющие особой ценности в плане содержания.
Тарантино пошел еще дальше: молодой тогда еще режиссер решил создать эссе в жанре криминального фильма, которое переплетало бы несколько историй и персонажей в запутанном, но захватывающем сюжете. Сценарий картины был написан самим Тарантино, в соавторстве с Роджером Эвери (который написал одну из историй).
Фильм был выпущен в 1994 году и оказался невероятно успешен. Кинокритики и зрители были поражены оригинальностью построения сюжета, стилем и диалогами, а также виртуозным исполнением актеров. «Криминальное чтиво» стало культовой картиной и получило множество наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале и «Оскар» за лучший сценарий. «Криминальное чтиво» открыло новый этап в карьере Квентина Тарантино и утвердило его как одного из самых влиятельных и инновационных режиссеров в индустрии кино.
Фильм также стал поворотным моментом для снявшихся в нем актеров. Он помог вернуть на экран таких исполнителей, как, например, Джон Траволта. Брюс Уиллис и Ума Турман блистают на экране в неожиданных образах. Сэмюэл Л. Джексон производит невероятное впечатление. В кадре появится и сам Тарантино, а еще Харви Кейтель. И это только малая часть актеров, которые оказываются на экране и производят невероятное впечатление своими запоминающимися образами и актерской игрой. Их персонажи стали культовыми.
«Криминальное чтиво» стало необычным смешением жанров, стилей и визуальных деталей. Фильм объединил художественные элементы криминальной драмы, боевика, комедии и черного юмора, создавая новое понимание и восприятие привычных сюжетных конструкций. Картина показала любовь Тарантино к поп-культуре, киноцитатам, оммажам и использованию различных музыкальных композиций.
Очевидно, что Тарантино уделяет большое внимание написанию диалогов. Они становятся частью образов и сценарной структуры фильма, добавляя ощущение живости и энергии. Тарантино создает образы ярких и живых персонажей, которые обмениваются остроумными и ироничными репликами, через фирменные «тарантиновские» диалоги открывается внутренний мир героев, который показывает их личности далеко за пределами простой словесной передачи информации. Диалоги становятся ключом в создании реалистичного и многогранного образа каждого персонажа. Этот подход к сценариям стал фирменным знаком Квентина Тарантино.
Музыка также играет важнейшую роль в картине, становится отдельным персонажем, подчеркивая атмосферу и эмоции, присущие каждой истории. Квентин Тарантино создает уникальную звуковую дорожку, в которой каждый трек настолько тщательно подобран, что гармонирует с происходящим на экране и усиливает визуальные образы. Музыка в «Криминальном чтиве» не только подчеркивает драматизм, но и придает лиричности, а порой и иронии событиям, происходящим на экране. Тщательный выбор треков и их размещение в фильме свидетельствует о том, как важную роль музыка, наряду с точным диалогом и визуальным стилем, играет в кинематографе Тарантино.