«Первый российский блокбастер»: именно так окрестили зрители и критики фэнтезийный триллер Тимура Бекмамбетова сразу после его премьеры 8 июля 2004 года. На самом деле это не вполне корректно, ведь термин «блокбастер», означает «коммерчески успешный продукт», и сразу после выхода картины на экраны такое звание давать несколько преждевременно. Но не будем душнить, ведь яркая, взрывная, неординарная лента с множеством спецэффектов и трюков в самом деле стала одной из самых успешных в прокате 2004 года, обогнав по кассовым сборам многие голливудские хиты того времени. Для самого Тимура Бекмамбетова картина стала первым большим успехом в карьере и проводником к огромной славе и популярности. Талантливый и амбициозный режиссер не побоялся рискнуть и посоревноваться в мастерстве с голливудскими блокбастерами, что позволило ему найти свой уникальный «секрет успеха». Все его последующие проекты один за одним становились кассовыми хитами — «Дневной дозор», «Ирония судьбы. Продолжение», «Елки» (которые буквально стали символом российского Нового года и получили продолжение на много сезонов вперед), «Особо опасен» и «Девятаев», только подтвердив профессионализм Тимура Бекмамбетова. Критики порой нелестно отзываются о сюжете и актерской игре в проектах, режиссерами которых выступил Бекмамбетов, но его продюсерский талант никто под сомнение не ставит.
В основу сюжета картины Тимура Бекмамбетова лег одноименный роман знаменитого фантаста Сергея Лукьяненко («Дневной дозор», «Черновик», «Азирис нуна»), который благодаря изобретательности режиссера и выдающимся на тот момент спецэффектам превратился в увлекательное современное городское фэнтези. Для российского зрителя такой жанр был в новинку и мысли о том, что где-то в соседнем дворе светлые маги могут вести бой с вампирами и ведьмами, приятно будоражили фантазию.
В мире «Дозоров» на протяжении долгих лет бушевала непрекращающаяся война между силами света и тьмы, пока главы противоборствующих сторон не поняли, что их силы равны. Тогда Воины Света и Воины Тьмы заключили мирный договор и создали Ночной и Дневной дозоры, чтобы контролировать друг друга. Однако в древнем пророчестве было сказано, что через тысячу лет придет Великий Иной (Иными называют себя местные маги и иные сверхъестественные создания вроде оборотня), который перейдет на темную сторону, и мир погрузится в пучину зла и тьмы.
И вот Москва, наши дни (вернее, уже далекое от нас начало нового тысячелетия). За ярким гламурным фасадом мегаполиса и белым шумом нарастающего хаоса столичной жизни скрываются ночные охотники — ведьмы, вампиры, колдуньи и темные маги, которые пытаются расширить свою армию, переманив на сторону тьмы невинных простых людей. Ночной дозор не дремлет и сразу спешит на выручку тем, кто поддался соблазнам и поверил обману темных сил. Однако пришло время сбыться великому пророчеству, и светлый маг Антон Городецкий — единственный, кто может изменить историю и спасти мир от разрушения.
Главную роль в проекте исполнил Константин Хабенский, который уже был хорошо знаком зрителям по фильмам «Женская собственность» и «Убойная сила». Хабенский предстал в необычном для себя амплуа, но отлично справился с задачей, лишний раз доказав многогранность своего таланта. Сегодня актер продолжает радовать зрителей своими преображениями, каждый раз создавая на экране новый оригинальный образ («Майор Гром: Чумной Доктор», «Коллектор», «Белая гвардия»). Владимир Меньшов также гармонично вписался в образ начальника Ночного дозора, пресветлого Гесера. Фильмография Меньшова включает в себя такие находящиеся на противоположных концах спектра фильмы, как «Ширли-мырли» и «Generation П», так что история о Иных стала достойным пополнением его биографии. В «Ночном дозоре» также снялся народный артист РСФСР Валерий Золотухин, запомнившийся зрителям по фильмам «Крапленый», «Пять невест» и «Черная Молния» — он сыграл пожилого вампира, живущего по соседству с Городецким и испытывающего к нему почти отеческие чувства, несмотря на то, что они находятся по разные стороны баррикад. Также к актерскому составу присоединились Мария Порошина («Елки последние», «Офицерские жены», «Склифосовский»), Галина Тюнина («Сокровенный человек», «Коронация», «Матильда»), Гоша Куценко («Любовь-морковь», «Капельник», «Инсомния») и Алексей Чадов («Игра на выживание», «Живой», «Своя война. Шторм в пустыне»).