У «13 причин почему» начались проблемы еще во втором сезоне. Сериал ушел от оригинального книжного сюжета, напрочь забросил концепт с 13 кассетами и продолжил разве что наживаться на громком тайтле. Чего только стоит разброс цифр на Rotten Tomatoes: при 78% «свежести» первого сезона, второй и третий остановились на отметках 27% и 12% соответственно. Сериал загнал себя в такие дебри, из которых выбраться живым было крайне трудно: слишком много сюжетных дыр, слишком много противоречий в сценарии и, самое главное, огромное количество проблем в новых идеях, которые пытаются донести авторы.
И все же в финальном сезоне «13 причинам почему» удалось реабилитироваться. Частично. Хайскульные годы американских учеников длятся четыре года, поэтому новые серии ознаменовали выпуск главных героев из школы Либерти — последние экзамены, выпускной, церемония награждения и, конечно же, расставление точек над i. За все это время сериал простился с несколькими учениками — как с дорогими для главных героев и зрителей, так и с теми, которых почти все терпеть не могли.
В четвертом сезоне «13 причин почему» продолжает устраивать бесконечные детективные разбирательства — копаться в старых делах, убийстве Брайса и Монти. Именно смерть последнего стала причиной нового расследования: в холле Либерти появляется огромное красное граффити «МОНТИ ПОДСТАВИЛИ», а бывший парень покойного Уинстон и несколько игроков футбольной команды начинают искоса поглядывать на Клэя и его подозрительную компанию друзей.
Однако в этот раз «13 причин почему» не акцентирует внимание на нудных допросах и исповедях главных героях (привет, второй и третий сезоны). Все внимание сконцентрировано на Клэе, а в качестве новой главной социальной проблемы для отработки шоураннеры выбрали панические атаки и ПТСР. Дженсену мерещатся Брайс и Монти — в любой момент герой может выпасть из реальности и попасть в настоящий хоррор. «13 причин почему» вновь играет с сюрреализмом (первый раз мы видели подобное во втором сезоне — Клэю виделся призрак Ханны), но в этот раз совсем не церемонится — происходящее в новых сериях сильно напоминает «Крик» и «Ривердэйл».
При этом трешевые выходки шоу не отталкивают: «13 причин почему» уже давно переквалифицировался из локальной школьной драмы в подростковый триллер. Просмотр сериала становится своего рода guilty pleasure; в мейнстримную тинейджерскую историю добавили авторского видения, шоу стало выглядеть еще страннее, но парадоксально интереснее — один эпизод, например, начинается с десятиминутной сцены в антиутопичном киберпанке (не спрашивайте).
Финальный сезон вовсе не следует четкой сюжетной линии, как это делали предыдущие. Каждый эпизод двигает историю в контексте какого-либо школьного события: одна серия посвящена празднованию Дню святого Валентина, другая протесту против патрулирующих на территории школы охранников, третья — кемпингу в дикой природе, четвертая выпускному вечеру. Один из эпизодов целый час держит нас в стенах учебных классов — все это время по школьному холлу бродит стрелок.
«13 причинам почему» вновь начал трогать: давить на эмоции, нервировать, а не раздражать. Сериал возвращается к истокам и следует одной проблеме, а не распыляется на десяток социальных реклам. На протяжении двух сезонов «13 причинам почему» испытывал трудности с самоидентификацией (иронично, что шоу посвящено подросткам), но в четвертом наконец находит себя. И дарит идеальный финал очень неидеальной истории.