При взгляде с высоты 2023 года коронавирусная история кажется полузабытым сном, словно все это случилось в прошлом тысячелетии и не с нами. Тогда же, в уже далеком 2020-м, весь мир был парализован страхом и незнанием того, что будет дальше. Коронавирус нагрянул внезапно и развивался настолько стремительно, что иногда все происходящее больше напоминало некий хоррор, нежели привычное течение жизни. Закрытие границ, жесткие ограничения и тотальная самоизоляция сводили с ума всех, кроме тех, кто решил быстро приспособиться к новым условиям и начать творить по новым законам.
«Окаянные дни» — десять самостоятельных, не связанных друг с другом историй из жизни совершенно разных людей. Что роднит каждое из повествований — тема карантина и последовавшей за ним самоизоляции, а также избранная режиссерами форма повествования — скринлайф. Тут-то и началось самое сложное: найти ту самую фишку, которая будет выгодно отличать проект от предыдущих попыток приспособиться к новой реальности и при этом не скатиться до банальщины.
В целом «Окаянные дни» — произведение интересное. По своей форме оно больше напоминает набор анекдотов, который попытались втиснуть в короткий метр. За рейтинг же отвечают топовые актеры нашего времени, среди которых — девственный для нового формата Федор Бондарчук. Его герой Павел, чиновник из московской мэрии, предстает перед нами в несколько карикатурном образе, в парике. Он пытается убедить своего известного в научных кругах брата Александра (Дмитрий Лысенков) удалить оппозиционные заявления из социальных сетей, чего тот не намерен делать ни при каких условиях. Банальная история, примеров которой можно найти сотни, однако за нелепостью образов с помощью шуток и смеха авторам удалось показать противостояние либералов и консерваторов, которые в сложившихся условиях вынуждены идти на компромиссы друг с другом.
Большая же часть «Окаянных дней» посвящена семейно-бытовым разборкам, а сюжеты строятся на историях измен и мести своим вторым половинкам. Взять хотя бы историю домохозяйки Елены в исполнении Анны Михалковой, которая внезапно узнает о необычном подарке, сделанном ее мужу друзьями, — сеансе эротического массажа на дому. И все бы ничего, и план уже созрел по отмщению любовнице Кристине, но не тут-то было. Девушка только вернулась из Италии, а значит, была вынуждена отправиться на карантин, куда же и последовал за ней незадачливый муж Елены. Карикатурно, неприятно, в духе времени и очень жизненно.
В создании альманаха, как и принято по законам жанра, был задействован целый пул популярных режиссеров, представивших свою хронику коронавирусных будней. Сразу четыре истории снял Андрей Болтенко, известный по работе с Тимуром Бекмамбетовым над «Дневным дозором». Отметился в титрах режиссеров и Роман Волобуев, засветившийся на домашних экранах своим «Последним министром» несколькими месяцами ранее. Не обошлось и без создателя «Домашнего ареста» Петра Буслова, а также Владимира Епифанцева, который в проекте значится не только как актер, но и режиссер.
И все бы ничего, но за смехом и нелепостью каждой из историй мы забываем, что герои «Окаянных дней» — не просто киношные персонажи. Это некий собирательный образ каждого из нас, оказавшегося заложником новых обстоятельств. Это та самая фантасмагория, в которой оказалось человечество по всему миру. Фантасмагория, позволившая понять, что действительно важно, а что нет, а также осознать, что такое настоящая любовь, которая сильнее любых преград.
Обстоятельства меняются, человек остается — это ли не лучшее заключение «Окаянных дней»? Хотя, может, они и не были такими уж «окаянными»?