Пелевин — эдакий Бэнкси современной русскоязычной литературы. Он вроде есть, но его как бы нет: интервью товарищ не дает, фотографии в соцсети не выкладывает, публичную жизнь не ведет, а из доказательств его существования — только книжки да отдаленные воспоминания его одногруппников. Вот журналист Родион Чепель и решил взять все в свои руки: взбудоражил архивы, позвал Галину Юзефович и, запутав все следы и увернувшись от радиоуправляемых патронов, смастерил о Пелевине неплохую документалку — стильную, как и сам писатель.
Родился Виктор предположительно в 1960 году. Писать принялся в 1980-х: сотрудничал с литературными журналами, выпускал небольшие рассказы — некоторые из них впоследствии вошли в его первый сборник «Синий фонарь» 1991 года. В начале девяностых свет увидели крупные работы Пелевина: романы «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота» и «Generation П» — разоблачение космонавтики, элементы дзен-буддизма и виртуозные аллюзии на российскую действительность мгновенно заинтересовали общество, а сам автор резко вознесся в ранг самых востребованных российских писателей да получил охапку премий — от Малой Букеровской и до фантастической «Бронзовой улитки». А потом внезапно пропал.
В нулевых Виктор продолжал писать, но уже втихушку. Выпустил «Священную книгу оборотня» — историю о древней китайской лисе Хули-цзин, вампирскую Empire V, загадочную t, «Тайные виды на гору Фудзи», куда по канонам японского фольклора упорно пытается попасть несгибаемая улитка, S.N.U.F.F. с его размышлениями о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства, разбавленное стамбульскими мотивами «Непобедимое Солнце», киберпанковский Transhumanism Inc. и его продолжение — роман KGBT+, выпущенный осенью 2022 года.
Пелевин хорош. Виртуозно жонглируя эпохами, событиями, личностями и поп-культурными элементами разного масштаба, он вручную вылепливает авторскую вселенную, свой уютный странно-причудливый мир, дополняющийся с каждой новой книгой — это сборная солянка из жуков-скарабеев, андрогинов и айфаков, гламуров и дискурсов, Сталина и масонов, а еще ухрябов и сараев Номер XII. Миллионы поклонников по всему миру, бешеный спрос на бумажные версии его произведений и куча экранизаций — успех предприятия очевиден. Пелевина даже в некоторых школах на уроках литературы проходят. Но существует ли он на самом деле?
Эту загадку дыры решился разгадать Родион Чепель. Документалки он любит: в его послужном списке блестит-переливается «Новая реальность» — сериал о жизни после пандемии коронавируса, «Авантюристы» с Александром Молочниковым, картина «Листьев» про известного советского телеведущего, фильм «Дуров» про жизнь и творческие вызовы Павла Валерьевича и несколько других. Нравится человеку снимать биографические истории, чего уж тут. Продюсируют «Пелевина» Игорь Мишин («Полицейский с Рублевки», «Измены»), Ангелина Ашман («Дедлайн», «Город Музыки») и Максим Филатов («Сахаров. Две жизни», «Пингвины моей мамы»).
Кино получилось стильным, наполовину мультипликационным — с угловой динамичной анимацией, Виктором Олеговичем в его фирменной коричневой куртке и солнечных очках, а также редкими снимками, которых никто никогда не видел, — они были сделаны в Китае накануне исчезновения писателя в начале нулевых. Комментарии Чепелю дали видные отечественные литераторы: первый главный редактор российского Vogue Алена Долецкая, редактор Виктора Ольга Аминова, знаменитая критикесса Галина Юзефович, художник и продюсер Гермес Зайготт, однокурсник писателя Виктор Куллэ и те, кто когда-либо пересекался с Пелевиным в жизни.
Хейта Родион Чепель словил порядочно: мол, покопался в нижнем белье Виктора — нагло и бесчестно, без его одобрения, шпионским способом да без должного уважения. Людям, мол, не нужен сам Пелевин, только его гений — зачем искать того, кто не желает, чтоб его нашли? Однако нежные чувства Чепеля к документалкам перевесили здравый смысл. С 24 ноября 2022 года ленту можно посмотреть в кинотеатрах, а с 22-го она доступна на KION.