18+

Черное зеркало
(4 сезон)

Black Mirror
Дата выхода
29 декабря 2017 года
Страна
Великобритания
Жанр
драма, фантастика
Режиссёр
Тоби Хейнс, Джоди Фостер, Джон Хиллкоут, Тим Ван Паттен, Дэвид Слейд, Колм Маккарти
Телеканал/Видеосервис
Netflix
Серий в сезоне
6
Продолжительность
43 мин
О сериале
Parental control, страховка и тиндер на вечную любовь
В ролях
Дуглас Ходж
Роло Хэйнс
Летиша Райт
Ниш
Максин Пик
Белла
Джорджина Кэмпбелл
Эми
Джо Коул
Фрэнк
Андреа Райзборо
Миа Нолан
Розмари ДеУитт
Мэри Самбрелл
Джесси Племонс
Роберт Дейли
Кристин Милиоти
Наннет Коул
Джимми Симпсон
Джеймс Уолтон
Микаэла Коэл
Шания Лоури
Билли Магнуссен
Валдак
Рейтинг сериала
8.8 /10Рейтинг кинокритиков
6.9 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Parental control, страховка и тиндер на вечную любовь 

С разницей в полгода тема воспоминаний была рассмотрена в «Черном зеркале» и в «Аноне» Эндрю Никкола. В обоих случаях с помощью технологий прошлое можно было «считать». В эпизоде «Черного зеркала» под названием «Крокодил» эта идея представлена в зачаточном формате как средство объективного взгляда человека на произошедшее в пределах оценки страховой компании. В «Аноне» таким образом происходил контроль населения. В этом противопоставлении можно уловить червоточину, которая относится практически к каждой из серий четвертого сезона. Правила игры ранее были заданы концепцией, но сейчас сюжетные придумки стали отходить на второй план и повторяться. 

Наиболее показательный пример — финальный эпизод сезона «Черный музей». Экскурсовод с трепетом рассказывает случайной посетительнице этой экспозиции жестокие и абсурдистские байки, в которых фигурируют диковинные экспонаты. Концепция достойна отдельного многосерийного альманаха на манер «Баек из склепа» или «Сумеречной зоны». Фантазии, чтобы гармонично развить эти истории, у авторов не хватает. К примеру, в одной из этих историй, разум одного из партнеров отделяют от тела. Но кризис отношений в таком виде ограничивается женскими истериками на почве интереса возлюбленного к другим женщинам. На фоне этих микросюжетов провальным оказывается твист серии, обращающий приятный сборник рассказов в неумелую серию о мести.

Вообще весь четвертый сезон «Черного зеркала» посвящен борьбе человека с повсеместным влиянием на него технологий. Есть оторванные от реальности утопические эпизоды вроде поставленного Дэвидом Слейдом («30 дней ночи») «Металлиста», в котором героиня пытается избавиться от преследования механических собак, до того благополучно справляющихся с задачей истребить людей. Постановщик по большей части заново изобретает велосипед: саспенс, монохром, выжженная земля, все внешние жанровые элементы тасуются на глазах, но за отсутствием пустых претензий зрелище оставляет после себя след. Джон Хиллкоут («Самый пьяный округ в мире») ответственен за «Крокодила», в котором страховая служба анализирует воспоминания всех свидетелей происшествия, чтобы провести внутреннее расследование. Эта история резонирует с другими картинами режиссера, во взгляде на человека в вечном напряжении перед внешней угрозой, сдавленного как законом, так и обстоятельствами. Кинематограф Хиллкоута в первую очередь актерский, в «Крокодиле» стержнем является перфоманс Андреа Райзборо.

На самом деле USS Callister — это история про человека, обладающего абсолютной властью, которой не должно быть, поэтому люди свергают его

Сценарист Чарли Брукер

Наиболее удачный эпизод сезона «Повесь диджея» поставлен заслуженным телевизионным ремесленником Тимом ван Паттеном (от «Секса в большом городе» до «Подпольной империи»). И представляет из себя усовершенствованную вариацию задела «Таймера» Жаклин Шеффер: мужчина и женщина ищут партнеров, подобранных для них системой, которая заодно показывает сколько продлится их связь. Встретившись однажды и разойдясь по воле искусственного разума, они ощущают пустоту, каждый раз, когда вынуждены идти на новое свидание. История двух людей, одиноких в потоке все новых и новых встреч с временными партнерами, фиксирует монотонность, которую жизни стали придавать дейтинг-приложения. 

«Аркангел» Джоди Фостер также убедителен в своей психологии. Мать фанатично отслеживает и контролирует жизнь растущей дочери через зрительный аспект ее восприятия. Можно заблокировать наркотики и алкоголь, чтобы их глушила внешняя цензура, словом, строгий Parental Control. После такого сложно недооценить масштабы праведного гнева в сознании бунтующей девочки-подростка. Это все же наиболее правдоподобное развитие сюжета в контексте деспотизма технологий. Управляются они нестабильным родителем, со склонностью к фанатизму в ограждении ребенка от инициаций, которые таит взрослая жизнь. Человек остается наибольшей угрозой для самого себя, как бы стальные псы ни гнали остальных по заброшенным локациям. К тому же, Фостер достаточно компетентна, чтобы внятно рассказать скромную по масштабу драматическую историю, посвященную взаимоотношениям детей и родителей. Что она уже некогда делала в «Бобре».

У Джоди Фостер было много мыслей об отношениях Мари с ее отцом. Она усилила эту линию, героине было уделено мало внимания в первоначальном варианте сценария.
Сценарист Чарли Брукер

USS Callister — нарочито «звездная» и пестрая (в прямом смысле копирует стилистику «Звездного пути») серия, с которой сезон начинается. В ней человек все такая же злобная угроза, но моральный аспект эпизода оставляет вопросы. Виртуальные болванчики, созданные по образу и подобию коллег главного героя, осознают сами себя. Все они — герои моделируемой игры в экипаже космического корабля, где «забитый» окружающими компьютерный гений является властным демиургом. Экранное время персонажи в реальности делят со своими проекциями в виртуальном пространстве, что не позволяет испытывать эмпатию к последним. Возникает четкое деление на настоящее и нет, на разумное и «человекоподобное». Но Брукера, наоборот, интересует именно происходящее за монитором компьютера, и конфликт по определению остается искусственным. Эта серия больше остальных отвечает повестке: даже модель, состоящая из компьютерного кода, имеет право на личное пространство. Свежо предание, но верится с трудом: вымещать злобу и проявлять самость в виртуальном пространстве плохо, у всех как бы есть чувства. До того, что таким образом внутренняя агрессия не выходит во внешнюю, Брукеру дела нет.

У сериала уже вышли первый, второйтретий и пятый сезоны. Он также был продлен на шестой, но дата выхода нового сезона пока неизвестна. Кроме того, на платформе Netflix вышел спецэпизод «Черное зеркало: Брандашмыг», в котором зритель своим выбором влияет на повороты сюжета.

Первая история в серии «Черный музей» основана на рассказе Пенна Джиллетта «Болезависимый». В «Черном музее» содержатся отсылки ко всем остальным эпизодам четвертого сезона.

Как и всегда, сценарий всех эпизодов четвертого сезона «Черного зеркала» написал Чарли Брукер, к серии USS Callister — совместно с Уильямом Бриджесом.

Антон Фомочкин
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)