Кто-то в самые тяжелые моменты приходит к сериалу «Друзья», чтобы перезагрузиться и посмеяться. Кто-то смотрит «Секс в большом городе», чтобы знать, что его понимают и он такой не один. А можно поступить радикальнее — и оказаться лицом к лицу с одним из самых агрессивных портретов депрессии, которые вы когда-либо видели, — радикально грустным сериалом «Конь БоДжек».
Я помню первый сезон «Боджека»: мне казалось, что я выставляю себя напоказ, вытаскиваю свое обнаженное сердце из груди, кладу его на маленькую тарелку с каким-то гарниром и спрашиваю: «Что вы думаете, ребята?»
Этот анимационный сериал подступается к теме, к которой в этом жанре подходят крайне редко. Если вы посмотрите пилотный эпизод «Коня БоДжека», то заметите, что, хотя главный герой и довольно забавный, сочувствовать ему трудно — он выглядит беспардонным и злым почти все время. Но по ходу сериала вы узнаете больше о прошлом БоДжека и осознаете, как он на самом деле сложен. Как он одинок и как разочарован тем, куда движется его жизнь. Да, он иногда вымещает это на близких ему людях. Но кто из нас этого не делает? Кто из нас пусть немного, но не БоДжек? Продвигаясь к финалу первого сезона сериала, вы быстро поймете, что в конечном итоге неловкий, ворчливый БоДжек просто изо всех сил пытается быть хорошим человеком. Ну, то есть хорошей лошадью.
Сценарист сериала Рафаэль Боб-Ваксберг создал нечто среднее между сумасшедшим фарсом и меланхолическим исследованием человека и его характера. Шоу просто «распаковывает» наши повседневные боли и делает очень важную вещь: артикулирует то, что мы не всегда можем облечь в слова. Именно поэтому этот «Конь БоДжек» может помочь многим.
Сюжет сериала рассказывает о коне БоДжеке (Уилл Арнетт), бывшей звезде ситкома из 90-х Horsin' Around, который теперь бескомпромиссно несчастен. Первый сезон обнаруживает БоДжека откладывающим на потом важное дело (кто из нас так не делал?): ему нужно написать мемуары — этого требует его агент и бывшая девушка принцесса Кэролайн (Эми Седарис). БоДжек никак не может собраться с силами и в конце концов нанимает Диану (Элисон Бри), которая соглашается написать для него эту книгу, но в итоге оставляет гораздо более глубокий след в жизни БоДжека — как и он в ее.
БоДжек забавный, невероятно умный и очень одинокий — настолько, что саботирует успех рок-оперы своего соседа и друга Тодда (Аарон Пол), чтобы Тодд не мог съехать от него. Когда выдается возможность быть добрым, поддерживающим или хотя бы нейтральным, БоДжек оказывается резким, жестоким или разрушительным — иногда намеренно, но чаще все-таки случайно. Рисовка сериала подчеркивает то, как БоДжеку тяжело быть собой (у него меняется мимика, выкатываются глаза) — но он делает вид, что ему все равно, причинит ли он кому-нибудь боль, и что он просто честен, вот и все.
На самом деле у БоДжека, конечно, депрессия. Не клишированная, фальшивая телевизионная депрессия, в которой герои просто лежат на диване целый день. А настоящая, меняющая жизнь, деструктивная, в которой ты полностью отчужден от себя. Она очень редко появляется на экранах. И тем ценнее сериал «Конь БоДжек»: каким-то образом мультяшный чувак-лошадь рассказывает нам о нас самих лучше, чем мы сами можем о себе рассказать.
«Конь БоДжек» — это сериал про борьбу. Куда ни взгляни в нем — кто-то борется. С самим собой, с системой, с привычным укладом, с двуличностью. Борется депрессивный актер из ситкома про лошадей. Борется писательница, чьего имени даже не будет на обложке мемуаров БоДжека (Диана говорит БоДжеку, когда они знакомятся ближе: «Знаешь, я хотела писать романы»). Диана беспокоится, что она ничего не изменит. Она борется. Борется даже тот, кого мы не видим и кто стоит за бегущей строкой кабельных новостей.
У каждого своя борьба. И любой, кто с чем-то борется, будет чувствовать себя понятым, смотря «Коня БоДжека». Разрешения борьбы (ни для зрителей, ни для героев) сериал не обещает, но обещает понимание — а это уже много.
Сериал изображает реально существующих звезд шоу-бизнеса. Их просили озвучить самих себя, а тех, кто отказывался, в сериале неизменно ждал печальный конец. К примеру, Эндрю Гарфилд упал и переломал себе все кости
Впечатление критиков от первых нескольких серий сериала «Конь БоДжек» было настолько смешанным (сериал становится глубже лишь к середине первого сезона), что из-за него Indiewire изменил систему оценки. Теперь сериалы оцениваются там только по сезонам, а не по нескольким первым сериям