16+

Смерть на Ниле

Death on the Nile
Дата выхода
10 февраля 2022 года
Дата выхода (мир)
9 февраля 2022 года
Страна
США, Великобритания
Жанр
драма, криминал, детектив
Режиссёр
Кеннет Брана
О сериале
Театр масок
В ролях
Линнетт Риджуэй-Дойл
Саймон Дойл
Жаклин де Бельфор
Кеннет Брана
Эркюль Пуаро
Летиша Райт
Розалия Оттерборн
Аннетт Бенинг
Эвфимия
Али Фазал
Эндрю Качадурян
Софи Оконедо
Саломея Оттерборн
Том Бейтман
месье Бук
Дон Френч
миссис Бауэрс
Роуз Лесли
Луиза
Дженнифер Сондерс
Мэри Ван Шуйлер
Рассел Брэнд
доктор Бесснер
Рейтинг сериала
8 /10Рейтинг кинокритиков
6.6 /10Пользовательский рейтинг
Моя оценка: 4 (рейтинг скоро обновится)
Галерея
Описание
Театр масок

1937 год. Одним вечером в буржуазном лондонском ресторане Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) становится невольным свидетелем завязывающейся любовной драмы. Бойкая Жаклин де Бельфор (Эмма Макки) знакомит своего жениха Саймона Дойла (Арми Хаммер) с давней подругой — светской львицей и наследницей многомилионного состояния — Линнет Риджвей (Галь Гадот). Жаклин просит Линнет устроить возлюбленного управляющим в одно из ее поместий, на что та дает согласие. Однако через шесть недель мы видим, как бонвиван Дойл празднует медовый месяц не с кем иным, как с Линнет, а безутешная Жаклин неустанно преследует бывшую подругу и жениха. Волей судьбы поблизости оказывается Пуаро, к которому Линнет обращается за помощью. Девушка просит сыщика присмотреть за ней в их с мужем поездке, так как видит реальную угрозу в Жаклин и, как выясняется, в своих родственниках и друзьях, которые сопровождают ее в медовый месяц и не лишены потаенных обид на богатую наследницу. Однако присутствие детектива не убережет героев от руки убийцы — вскоре прольется кровь, а Пуаро предстоит вновь вычислить преступника среди подозреваемых, у каждого из которых был мотив.

Так начинается хитросплетенный квест Кеннета Браны, ставший второй картиной постановщика, которую он снял по знаменитому циклу Агаты Кристи о бельгийском сыщике Эркюле Пуаро. Первое, что приходит на ум при просмотре адаптации романа, имеющего ко всему прочему не одну экранизацию, это — сравнение. Искушенный Кеннет Брана, адаптировавший картины по произведениям Шекспира и Мэри Шелли, прекрасно об этом знает, а поэтому расставляет акценты несколько иначе. На удивление, наибольший интерес что в «Убийстве в «Восточном экспрессе»», что в «Смерти на Ниле» вызывает вовсе не развязка. Да и было бы непредусмотрительно делать ставку на интригу, ведь она известна тем, кто читал книгу, а для проницательного зрителя, впервые знакомящегося с сюжетом, имя убийцы (или убийц?) не будет таким уж сюрпризом. Интересны в картине ее гротескно театральная конструкция и главная идея, посвященная маскам, что опять же лаконично вписывается в концепцию театра, где и начинал свою карьеру Брана, игравший в постановках по пьесам Шекспира, и с той же театральностью воплощает Эркюля Пуаро.  

Подобно приквелу «Смерть на Ниле» погружает зрителя в несколько ирреальное и гиперболизированное пространство, где во всем ощущается атмосфера замкнутости — будь то буржуазный отель, злосчастный пароход «Карнак» или гробницы фараонов, символически появляющиеся в фильме. В локациях Брана вычленяет их камерность и лабиринтообразность, которая оказывается равносильна исследованию внутреннего лабиринта героев, в каждом из которых есть своя гробница с тайнами и старыми травмами. Камера Хариса Замбарлукоса (он же снимал «Убийство в «Восточном экспрессе»») виртуозно направляет внимание зрителя от очередного ошеломляющего пейзажа к персонажам, то фиксируя общие планы, пронизанные напряжением, то поднимаясь ввысь, позволяя наблюдать прием «взгляд Бога».

Наряду с этим мы видим театр масок, за которыми кроется как низость и мелочность, так драма и трагедия. И тут, к слову, наблюдается несколько отступлений от романа Кристи, с помощью которых Брана отсылает в том числе к социально-политической проблематике. Саломея Оттерборн (Софи Оконедо), которую мы знали по книге в качестве писательницы, предстает темнокожей джазовой певицей, а находчивая Розали (Летиша Райт) становится ее импресарио и племянницей. Через героинь раскрывается тема расовой дискриминации, о подробностях которой они рассказывают Пуаро в ходе расследования. Заправляющий делами Линнет, Эндрю Пеннингтон, в адаптации Браны приобрел индийские корни — он же беспокоился, что полицейские могут его застрелить при выходе с парохода без расследования. Вычленил постановщик в фильме и тему угнетения рабочего класса, а также добавил в сюжет посвященную ЛГБТ линию, которая становится очевидной в середине фильма.

Есть отхождения и в сюжете, посвященном Пуаро — с него, собственно, и начинается картина. В черно-белой экспозиции мы видим, как в окопах Первой мировой будущий сыщик (между прочим, мечтавший стать фермером) впервые проявляет интуицию, которая спасает жизнь его отряду, приобретает психологическую травму, которая заставляет его надеть на себя маску, и становится тем Эркюлем Пуаро, которого мы знаем, — облаченным в броню из холодности, колкости и эгоцентризма. И до чего любопытно было видеть, как в финале Брана заставляет снять маски не только подозреваемых, но и своего героя, некогда представшего перед нами в сказочном образе с шаржированными усами, ставшими метафорой той самой маски.

Кеннет Брана замыкает героев (а вместе с ними и зрителя) между двух трагических событий — Первой и Второй мировыми войнами. Этот момент оказывается крайне важным. Таким образом Брана не только подчеркивает использование элемента камерного неврозного пространства, из которого хочется вырваться и получить глоток свежего воздуха (в период пандемии это состояние вдвойне ощутимо), но и подсвечивает человеческие травмы, которые оказываются характерными и для современного времени. Тут и посттравматический синдром, и разрушающие изнутри желания о богатстве, толкающие на насилие, и пороки, скрывающиеся под видом совершенства. Единственное, что остается посреди этого хаоса, это постараться снять с себя маску, быть честным с самим собой и принять ответственность за выбор, который определит нашу судьбу.

«Смерть на Ниле» Кеннета Браны станет третьей экранизацией романа после версии 1978 года и одного из эпизодов сериала «Пуаро Агаты Кристи» 2004 года

В свое время Кеннет Брана стал известен благодаря экранизациям пьес Шекспира, среди которых «Генрих V», «Много шума из ничего» и «Гамлет»


Виктория Савина
Дайте шоу!
(1 сезон)
Ночь перед Рождеством
13 клиническая. Начало
(0 сезон)
Последний богатырь. Наследие
(1 сезон)
Преступление и наказание
(1 сезон)