Ридли Скотт начал свою карьеру в качестве режиссера в 1977 году, когда его первый фильм, «Дуэлянты», получил приз в Каннах. Название его нового фильма — «Последняя дуэль» — может наводить на мысль, что он думает о завершении своей замечательной карьеры. Но как бы не так.
В возрасте 83 лет он накопил достаточно энергии и сил, чтобы создать двух с половиной часовую средневековую эпопею, которая глубоко погружает вас в жизнь Франции XIV века, ее конфликты и обычаи. Это фильм, действие которого происходит среди серого неба, холодного камня и еще более холодных сердец — в месте, где стандарты правильного и неправильного устанавливает церковь, полная женоненавистников, а музыку трудно расслышать сквозь лязг доспехов, мечей и брань духовенства.
Мэтт Дэймон выступил инициатором создания фильма после прочтения книги критика и историка Эрика Ягера об обвинении в изнасиловании, предъявленном в 1387 году леди Маргаритой де Карруж, женой Жана де Карружа, рыцарю, сражавшемуся на стороне французского короля Карла VI в Столетней войне. Человек, которого она обвиняет, — Жак Ле Гри (Адам Драйвер), бывший оруженосец и друг ее мужа, а теперь могущественный советник своего сеньора Пьера д'Аленсона.
На первом слушании д’Аленсон принимает сторону Ле Гри, отклоняя обвинение. Но Маргарита (Джоди Комер из «Убивая Еву») настаивает, и дело передается в суд перед высокопоставленными церковными деятелями страны, которые постановляют, что дело будет решено на дуэли. Карруж и Ле Гри будут сражаться насмерть, и, если Карруж будет убит, умрет и Маргарита, названная ложным обвинителем.
Сценарий написан в соавторстве с Дэймоном, который играет Карружа, и его близким другом Беном Аффлеком (д'Аленсон), в сотрудничестве со сценаристом и режиссером Николь Холофсенер. Он разделен на три главы, освещающие одну и ту же серию событий с трех разных точек зрения. Сначала идет рассказ Карружа, за ним — Ле Гри, и наконец мы слышим версию Маргариты, которую написал Холофсенер.
Аффлек, который ради этой роли стал блондином, показывает самодовольного тусовщика на все времена. Наиболее активным он становится после наступления темноты, когда он отправляет свою беременную жену спать, чтобы устроить еще одну оргию с ее преступными фрейлинами. Герой Дэймона с сетью боевых шрамов на щеке и безжалостно мрачным выражением лица опытного солдата, который проводит много времени в своем мрачном замке, ожидая возвращения к войне, находится в немилости при дворе из-за своего грубого поведения и множества обид, которые он несет из-за своей нескончаемой вражды с д'Аленсоном, который решил, что находиться с ним рядом не доставляет удовольствия.
«Последняя дуэль» полна идей. На чисто концептуальном уровне это самый головокружительный фильм Скотта за долгое время, который показывает, как он возвращает свои навыки как драматург и рассказчик, а также открывает некоторые новые как социальный критик. В кадре присутствует атмосфера спортивного события, головокружительное предвкушение большой игры.
Скотт никогда не уклонялся от самых ужасных аспектов любой истории, которую он рассказывал, и на этот раз жестокость была экстремальной, звенящей. Но хуже всего психологическая жестокость, лежащая в основе судебного процесса над Маргаритой, поскольку он основан на предпосылке, что замужняя женщина является собственностью ее мужа. Если вы хотите получить представление о глубоком Средневековье и о том, что было задолго до вступления в игру «новой этики», новая историческая драма Ридли Скотта сполна ответит на все ваши вопросы.