Несколько лет прошло с момента событий первого фильма. Матрица, разумеется, работает. Война с машинами продолжается. Агент Смит (Хьюго Уивинг) мало того что выжил, так еще и «размножился». Нео (Киану Ривз) за это время поднаторел, обзавелся новым плащом и научился летать. Тринити (Кэрри-Энн Мосс) и Морфеус (Лоренс Фишберн) стали мудрее, а на их лицах застыло выражение спокойствия. Из уст капитана Ниобе (Джада Пинкетт Смит) зритель узнает, что машины вот-вот достигнут пристанища единственного выжившего поселения на планете — Зиона. Путь к спасению города укажет Оракул (Глория Фостер), а Нео вновь окажется перед выбором, кем пожертвовать. Вот, пожалуй, краткий синопсис «Матрицы: Перезагрузки».
Кажется, аудитория, ждала продолжения вслед за выходом первого фильма. Ведь успех «Матрицы» превзошел все ожидания. Кассовые сборы картины составили 463 миллиона долларов при бюджете в 63 миллиона. А активная фанбаза начала разбирать фильм «по косточкам»: выискивать скрытые символы и тайные смыслы, строить теории о прошлом и будущем героев, кто-то даже писал научные работы, описывая гипотезы и доказательства существования виртуального мира, а также теории массового заговора. Как и полагается, после такого эффекта последовал сиквел, а за ним и триквел.
Матрица родилась из чувства огромной злобы и ярости, направленных против капитализма, корпоративной культуры и любых форм притеснения. Бурлящая внутри меня ярость угнетала и заставляла прятаться в шкафу.
Отчасти забавным при рецензировании «Матрицы: Перезагрузки» кажется ее восприятие кинокритическим сообществом. И, в частности, отечественным. Критики ругали (и, наверное, продолжают ругать) сиквел за многое: перебор сцен с отличными спецэффектами, «натянутые» диалоги, внешние изменения Морфеуса и — самое нелепое — непокорность режиссеров нашему зрителю. Дескать, виновны Вачовски в том, что отказались от метафорического описания социально-политических процессов общества и, как следствие, теории мирового заговора. Хотя Вачовски ни от чего не отказывались. В «Матрице: Перезагрузке» они лишь расширили границы понимания системы, объяснив сопротивление во главе с Морфеусом «полностью контролируемым» витком Матрицы. Поэтому вина лежит скорее на собственном восприятии и преждевременном толковании ленты.
Продолжение полностью авторского проекта дуэт Вачовски разделил на две части, дабы соблюсти правило проката о хронометраже ленты. Поэтому эпизоды для «Перезагрузки», «Революции», а также видеоигры Enter The Matrix снимались одновременно. Возможно, за счет этого «Матрица: Перезагрузка» — сосредоточение важнейших концепций трилогии. Вачовски даже умудряются расширить вселенную, вплетая в ткань фильма, казалось бы, нелепое объяснение мифов о вампирах, оборотнях и призраках. Эти древние «программы» стоят на страже самой архаичной из них — француза Меровингена (в исполнении удивительного Ламбера Вильсона) с его супругой Персефоной (Моника Беллуччи). И все как один под рукой Архитектора (Хельмут Бакайтис) — создателя всего этого мира Матрицы.
Наконец, нам дают взглянуть на многоуровневое строение Зиона, что вызывает вопросы. К примеру: каким образом, очевидно, вымотанным и голым людям, отключенным от Матрицы, удалось начать строительство этого огромного подземного города? Учитывая, конечно, что нужно было параллельно отбиваться от «кальмаров». Впрочем, возвращение корабля Навуходоноссора домой совпадает с празднеством. И здесь кстати сцена с танцами, где полные страсти жители Зиона осознают ценность собственного существования. За грандиозные декорации отвечал художник-постановщик Оуэн Патерсон.
И все же самое монструозное сооружение среди декораций сиквела (читатель, конечно, может считать иначе) — построенная с нуля магистраль протяженностью 2,5 километра. Три месяца съемочная группа убила на шестнадцатиминутный захватывающий эпизод погони, который впоследствии сопровождался скоротечной музыкой Дона Дэвиса. За внешний вид героев снова отвечала художница по костюмам Ким Барретт, которая, нужно сказать, превзошла саму себя. Свежие стильные образы моментально отпечатались в памяти.
После завершения съемок около 97% материалов из декораций фильма было переработано. К примеру, тонны древесины отправили в Мексику, где из них построили недорогое жилье
Автомобильная корпорация General Motors пожертвовала 300 машин для производства фильма. К концу съемок все были разбиты
По этому многополосному шоссе действие движется к финалу. Нео все еще не сделал главный выбор: кого спасти и кем пожертвовать. Однако уже отчасти познал этот мир. Разумеется, сравнимый со зрителем Избранный получает новую порцию вопросов. Одно лишь огорчает — времени на размышления нет. Заключительная часть трилогии близко. Последняя схватка не за горами.
Выбор — это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть, и теми, у кого ее нет.