Подмосковная антиутопия
Представьте себе классическую антиутопию, когда весь мир погиб от биологического оружия и выжила только небольшая группа людей. Зачин сериала «Два холма» именно такой, но, пожалуй, это все, что в нем есть от типичного постапокалиптического сценария. Итак, сильнейшие государства в мире (США и Северная Корея) противостояли друг другу — и попытки доказать, кто могущественнее, привели к биологической войне. В результате с лица Земли стерта вся мужская часть населения. Женщины, ранее жившие в традиционных патриархальных семьях, не растерялись, когда остались без мужей и сыновей, и объединились в одно большое сообщество.
Сериал показывает, что различия между мужчиной и женщиной могут приводить не только к взаимному интересу, но и к кризисным ситуациям, а любые крайности, будь то патриархат или матриархат, — опасны. Мы рассказываем, как важно гендерное равенство, что партнеры должны уважать и ценить друг друга, ведь только любовь может привести к каким-то положительным результатам в обществе.
Они хотели создать мир, более благоприятный, развитый и здоровый, чем тот, в котором они жили до глобальной катастрофы, и построили экогород в пригороде Москвы, где все работает за счет возобновляемых источников энергии. Женщины этого нового мира могут заниматься чем душе угодно — хоть наукой, хоть биоинженерией, хоть только йогой и духовными практиками. Проблема продолжения рода без мужчин решена искусственным оплодотворением. И рождаются тоже только девочки — выжившие основательно подошли к созданию исключительно женского государства.
Наш сериал заинтересует любого, кто когда-нибудь задумывался о своем месте под солнцем, а также тех, кто ищет свободу и справедливость.
Воцарившийся без мужчин мир существует без убийств, насилия и военных конфликтов — выжившие женщины строят свои коммуникации на взаимопомощи, доброте и поддержке. Но, оказывается, за пределами экогородов все-таки сохранилась жизнь — и остались люди, которые живут по иным законам. Биологическая катастрофа убила не всех мужчин — небольшое количество выжило. Они живут на руинах былого мира, а вместе с ними — единицы женщин, которым не по нраву новое феминное общество в экологичных поселениях. Оторванные от цивилизации люди воруют электроэнергию, продолжают род традиционным способом и наслаждаются своей дикарской свободой, а жительницы идеальных женских городов презрительно называют их «приматами» и периодически ходят на занятые мужиками территории на экскурсии, как в зоопарк. Следует отметить, что мужчины при виде экскурсанток в самом деле ведут себя как приматы: начинают улюлюкать, совершать нелепые, но оскорбительные телодвижения или даже демонстрировать те части тела, которые обычно должны быть скрыты под одеждой.
В начале истории мы видим мою героиню Раду законопослушной учительницей, но постепенно девушка начинает обретать свой голос и задаваться вопросами. У нее появляются сомнения и желание разобраться в системе, добиться правды.
Все меняется, когда во время одной из таких экскурсий люди из этих двух разных миров случайно встречаются — и влюбляются. Рада, которую играет Пелагея Невзорова («Радуга в поднебесье», «Окна твоего дома», «Улица», «Война семей», «Чужая сестра»), представляет собой активную жительницу экогорода: она защищает новые ценности и передает их следующему поколению девушек, обучая их в рамках новой модели образования. Но однажды за пределами своего идеального мира она знакомится с Герой в исполнении Никиты Кологривого («Настоящее будущее», «Пищеблок», «Бендер: Начало», «Балканский рубеж»). Он воспитан в традиционной патриархальной семье и сейчас проживает в стае приматов в бывшей Москве. «В начале истории мы видим мою героиню Раду законопослушной учительницей, но постепенно девушка начинает обретать свой голос и задаваться вопросами. У нее появляются сомнения и желание разобраться в системе, добиться правды», — говорит Пелагея Невзорова об истории главной героини. Стоит отметить, что история любви начинается с того, что Гера целует напуганную Раду, не спросив разрешения и не поинтересовавшись ее мнением на этот счет. Кажется, это называется харассмент?
«Два холма» поднимает актуальные и сложные вопросы, исследует проблему цензуры, человеческой глупости, злоупотребления властью, конфликта поколений. В проекте много иронии, юмора и абсурда. Сценарий привлек меня своим творческим масштабом и возможностью поразмышлять о будущем общества и культурных норм.
Также в сериале появятся Анна Снаткина («Я не вернусь», «Нечаянная радость»), Ольга Веникова («Последний богатырь», «Во веки вечные»), Светлана Камынина («Дело Гастронома № 1», «Анютино счастье») и комик Андрей Скороход, для которого эта роль станет дебютной. Роль предводителя приматов, известного под псевдонимом Барон, доверили сыграть Владимиру Епифанцеву («Ненасытные», «Мой генерал»),
Как уже можно догадаться, шоу не просто изображает постапокалиптическую реальность в российских пейзажах, оно еще и задается вопросами на актуальные социальные темы — гендерное неравенство, социальная справедливость, гуманность, милитаризм. В сериале все проблемы обыгрываются с помощью юмора, комичных ситуаций и абсурдных образов. Происходящее как бы декларирует, что различия между мужчиной и женщиной часто провоцируют конфликтные ситуации, а любая крайность в гендерном неравенстве — будь то более принятый человечеством патриархат или же непривычный матриархат — это опасно. По мнению режиссера, «только любовь может привести к каким-то положительным результатам в обществе»: «Мы рассказываем, как важно гендерное равенство, что партнеры должны уважать и ценить друг друга», — говорит Дмитрий Грибанов. Для него это вторая работа в качестве режиссера: перед тем как занять соответствующее кресло на съемках телесериала «Гранд», Дмитрий Грибанов был оператором-постановщиком в таких проектах, как «Горько», «СуперБобровы» и «Отель "Элеон"».
Хотя от сценаристов проекта в равной степени достается как мужланам-приматам, так и экзальтированным дамочкам из экогородов, симпатии создателей сериала явно находятся на стороне Геры, который очень быстро смещает Раду с позиции основного протагониста. Попав в женский мир, Гера замещает местного «Хранителя семени» — так здесь называют мужичков, используемых в качестве доноров биологического материала. Несмотря на то, что извлечение этого самого материала производится при помощи специальной аппаратуры и не предполагает участия представительниц противоположного пола, Гера все равно пользуется повышенным женским вниманием и по сути оказывается в положении главного героя гаремного аниме, рассчитанного на мальчиков, переживающих период полового созревания. Возможно, проблема в том, что проект, заявленный (с иронией, конечно) как «матриархальный сериал» писали, продюсировали и снимали исключительно мужчины. Создатели «Двух холмов» не стали утруждать себя проработкой построенного женщинами общества, а вместо этого предпочли обыграть его через набор порядком поднадоевших стереотипов о феминистках. В идеально белом экогороде за порядком следят полицейки, а науку двигают вперед ученки, центральная площадь носит имя Греты Тунберг, а слово кофе — женского рода. Так, подобно лесу за деревьями, за внешними атрибутами теряется суть идеи и остается только не смешная (хотя и не слишком обидная) карикатура.
При этом удачные шутки в сериале все же есть. Продюсеры онлайн-кинотеатра START обладают здоровой самоиронией — например, в обучающем видео, которое Рада показывает своим подопечным, в качестве примеров бесчеловечного отношения мужчин к женщинам, бытовавшего в мире до катастрофы, демонстрируются кадры из сериала «Содержанки». В другом фрагменте бабушка Рады (Жанна Эппле) — неформалка, борющаяся за права мужчин, — вспоминает, что среди самцов попадались весьма привлекательные особи и показывает своей внучке фото Ильича. Увы, сценаристы проекта чаще прибегают к более грубому и примитивному юмору вроде жалоб Хранителя Семени на то, что ему нельзя пукать без разрешения, или вышеописанной сцены с демонстрацией гениталий.
В плане понимания взаимоотношения полов сериал «Два холма» недалеко ушел от снятого 37 лет назад польского фильма «Сексмиссия» (на территории бывшего СССР также известного под названием «Новые амазонки»), а в плане юмора этот проект застрял где-то на уровне сериалов про отели, в съемках которых ранее принимал участие Грибанов.
Съемки проходят в Подмосковье