Месть по-британски
Месть, если следовать заветам Марио Пьюзо (а вслед за ним и клингонцев), следует подавать холодной, например, со льдом — как шампанское, или в промозглой от постоянно дующих ветров атмосфере английского острова Уайт, как это сделали создатели «Чудовище должно умереть». Сериал основан на романе Сесила Дэй-Льюиса, он был опубликован в 1938 году и носил все характерные для своего времени приметы жанра, включая сквозного для многих произведений Дэй-Льюиса персонажа — детектива Найджела Стренджуэйса, которого писатель списал со знаменитого поэта Уистена Хью-Одена, человека тонкого вкуса и одиозного даже для пестрых 30-х годов.
«Чудовище» несколько раз экранизировали, в том числе его снимал классик французской «новой волны» Клод Шаброль. В его фильме 1969 года «Зверь должен умереть» действие было перенесено в Бретань, а французский же акцент истории был перемещен с Стренджуэйса на второго главного героя — отца мальчика, сбитого машиной неизвестного. Свежая постановка, за которую отвечает англо-финский режиссер Доме Карукоски, известный по самобытному «Ворчуну» и кинобиографии Толкина, и его коллега сценаристка Габи Чиаппа постарались освежить историю, оставшись при этом верными первоисточнику.
Мы были на острове, и наши персонажи тоже застряли на этом острове. Все постоянно повторяется и заряжается совершенно разной энергией.
Сюжет по-прежнему строится вокруг классического случая hit and run (бей и беги. — Прим. SRSLY) и представляет собой историю мести — сериал даже начинается в точности, как и книга, с монолога родителя, полного праведного гнева: «Я собираюсь убить человека. Я не знаю его имени, не знаю, где он живет, не имею представления, как он выглядит. Но намерена разыскать его и убить...» Разница лишь в форме глагола — Чиаппа поменяла пол главного героя, превратив его в героиню — Франческу Кейрнс, обычную учительницу, которая начинает собственное расследование смерти сына, приводящее ее в дом классического злодея Джорджа Рэттери, образ которого остался почти неизменным. Это по-прежнему богатый белый мужчина, тиран, подавляющий жену и сына, манипулятор, любитель быстрой езды, женщин и дорогих машин, а также фактический хозяин острова Уайт.
«В книге персонаж Каш Джамбо — мужчина. Но внутри я чувствовала, что мне эта история будет интересней, если главной героиней станет женщина. Инструменты следователей меняются. Но то, что происходит внутри людей, остается прежним». Для этой роли актрисе Каш Джамбо пришлось попотеть — ведь ей необходимо было прийти в идеальную физическую форму. «То, что написала Габи, просто невероятно эпично. В сериале обычному человеку приходится проходить через необычные вещи, — поделилась актриса. — Мне понадобилось пройти курс по физической подготовке, и приходилось делать множество вещей — плавать, выполнять трюки, выходить в море. Все это лучше помогало ощутить эмоции персонажа и увидеть, что происходит с человеком, когда он действительно может превзойти себя и решить, каким путем добиться справедливости».
Параллельно с историей Франчески развивается линия Стренджуэйса, переведенного на остров из Лондона. Образ детектива-джентльмена претерпел в этом сериале самые, пожалуй, крупные изменения. Вместо легкости и изящества Чиаппа наделила Найджела старыми добрыми «друзьями» полицейских — изможденностью, усталостью от жизни и посттравматическим синдромом, приобретенным после смерти напарницы, погибшей у него на руках.
Все это, разумеется, призвано осовременить историю, сбить с нее немного пыли, на деле же только превращает «Чудовище» в «еще один сериал». Истории про мстящих женщин не то чтобы новы, но в последнее время мелькают на больших и малых экранах слишком часто для того, чтобы счесть это случайностью (см. «Девушка, подающая надежды», «Три билборда на границе штата Эббинга, Миссури»). В «Чудовище», впрочем, этот общий феминистский дискурс не доминирует, уступая привычной теме мести и погруженности в травмирующее прошлое — Франческа вспоминает бегающего по полям и вечно смеющегося сына, а Стренджуэйс заглушает боль алкоголем и жестким техно.
Замкнутость персонажей подчеркивается привычными для британского кино пейзажами, доминирующими над персонажами и географией мира, в котором что ни человек, то остров, окруженный мрачными водами то ли Леты, дарующей забвение, то ли Ахерона, стража печали. Размеренно покачиваясь на волнах своей памяти — в традициях жанра действие развивается степенно, — Франческа и Стренджуэйс, умудрились доплыть к пятому (уже вышедшему) эпизоду к самой развязке, которая, как хочется надеяться, преподнесет сюрприз и выведет повествование из состояния перманентной дремы, в которую оно погрузилось ввиду безапелляционной виновности Джорджа Рэттери (которая, как хочется надеяться, окажется не столь безапелляционной) и вялости игры, которую ведет с ним Франческа, выдающая себя за писательницу, собирающую материал.
«Чудовище», тем не менее, получилось крепкой психологической драмой с по-британски холодно-угрюмой атмосферой (см. «Убийство на пляже», «Валландер», «Страйк»), лишенной, по крайней мере пока, всякой затейливости. Впрочем, есть ведь еще финал, который, вероятно, ответит на главный вопрос: можно ли убить чудовище и остаться при этом человеком?
Сериал уже продлили на второй сезон.
Съемки сериала проходили на острове Уайт, расположенном в проливе Ла-Манш со стороны Великобритани
Сериал никак не связан с одноименным хоррор-детективом, вышедшим в 1974 году.
Первый оригинальный сериал на платформе BritBox.
Я собираюсь убить одного человека. Я не знаю, как его зовут, не знаю, где он живет, не имею представления, как он выглядит. Но я собираюсь его найти и убить.