Певица принципиально не устраивает вокруг своих альбомов шумных рекламных кампаний, ограничиваясь загрузкой в сеть видеоклипов. В преддверии «Бордерлайна» это был ролик «Остин», который уже успел получить Los Angeles Cinematography Award за лучший анимационный фильм и номинироваться на Berlin Music Video Awards вместе с Run The Jewels и Rag’n’Bone Man. А из «Северного ветра» были экранизированы «Злой человек» и «Ария дивы». Но основная среда обитания этого материала — естественно, фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Если бы не перенос его премьеры, связанный с пандемией, все шло бы своим чередом. Сначала — фильм с саундтреком. Потом через какое-то время — альбом, которого все ждали. Наверное, было бы так. Но все вышло слишком близко, и теперь нужно разбираться, что к чему.
«А где Земфира?» — спрашивали комментаторы в ютьюбе, удивляясь тому, что «Арию дивы» исполняет оперная певица Хибла Герзмава. «Музыка — Земфира Рамазанова, вокал — Хибла Герзмава» — значилось под клипом, но публика привыкла, чтобы уж раз пишут «Земфира», то и в кадре чтобы Земфира.
Однако гораздо больше спорили о сходстве «Арии дивы» и The Diva Dance, оперным эпизодом из «Пятого элемента» Люка Бессона. Даже больше, чем о сходстве с группой Radiohead песни «Том» из «Бордерлайна». Комментаторы обращали внимание как на сам факт использования оперного вокала, так и на композиционные особенности номера: распевное начало и динамичное развитие. В контексте фильма Дива — олицетворение самого «Северного ветра». От арии натурально веет холодом. Тем же, кто фильм не смотрел, стоит обратить внимание на то, что этот трек — редкий для отечественной сцены пример взаимодействия оперной примы и ведущей фигуры популярной музыки вне поля массовой культуры. «Северный ветер» — бесспорный артхаус, и альянс Земфиры и Хиблы Герзмавы тоже живет по законам альтернативной музыки.
В клипе «Злой человек» Рената Литвинова едет за рулем все две с небольшим минуты экранного времени. Земфиры тоже нет. Ролик появился 1 февраля, а 19 февраля уже состоялась премьера «Остина», и публика рассматривала их в одном ряду, полагая, что такой ряд сообщает нечто о звучании обещанного, но еще не выпущенного альбома. Позднее некоторые СМИ на полном серьезе размещали клип «Злой человек» внутри рецензий на альбом «Бордерлайн». Вольно или невольно, у Земфиры и Ренаты Литвиновой получилась игра с публикой, которую, похоже, поняли не все.
На альбоме «Северный ветер» «Злой человек» присутствует в двух версиях. Одна — та, что звучит в клипе. Другая выпущена с подзаголовком Archive version. Его не стоит переводить на русский, это не «архивная версия». Речь идет об английской группе Archive, с музыкантами которой Земфира одновременно работала и над альбомом «Бордерлайн».
«Злой человек — Archive version» — еще более нервный и болезненный трек, нежели привычный вариант. Но он же и более разнообразный. Эпизодам, решенным в неоакадемическом ключе, с фортепиано и виолончелью, предшествует практически брейкбит, а заканчивается все барабанно-гитарным расколбасом. Вероятно, в таком виде и нужно было аранжировать весь альбом «Бордерлайн», чтобы никому не пришло в голову обвинить Земфиру в «старомодном звучании».
Альбом «Северный ветер» показывает, что спектр музыкальных интересов, увлечений и знаний Земфиры гораздо шире, чем даже этот самый «Бордерлайн», в котором на самом деле, конечно, больше краут-рока и альтернативы самых разных периодов, чем «ретро», которое в нем нашли критики.
И в «Северном ветре» много загадок. Например, что за куплеты запущены задом наперед в завершающем треке «Фло»? Естественно, его автор никаких подсказок не дает, в отличие от «Бордерлайна», к которому в Apple Music прилагались комментарии для каждой песни.
Однако на деле шифр несложный. Маму Земфиры Рамазановой звали Флорида Хакиевна. День выхода альбома «Северный ветер» — день ее рождения. Фанаты уже вычислили татарскую народную песню, которую для «Фло» запустили в обратную сторону. А вот вокал в песне, по некоторым данным, это и есть мама Земфиры и ее подруги. Запись сделана во время застолья на дне рождения Флориды Хакиевны. И получается, что «Фло» — это некий противовес или светлая сторона «Мамы» с альбома «Бордерлайн». Если не помните, освежите в памяти.
Даже те, кто не видел фильм «Северный ветер» с его «Великим Матриархатом», могут прочувствовать этот самый матриархат, слушая голоса Земфиры, ее мамы с подругами, Хиблы Герзмавы и еще Махалии Джексон, чье пение замиксовано в трек «Бенедикт». Так что это только на первый взгляд «Северный ветер» существует отдельно и даже в тени «Бордерлайна». Ничего случайного нет. И главный компаньон-мужчина у Земфиры здесь тот же — Дмитрий Емельянов. Если заглянуть в его дискографию, то можно обнаружить, что каким-то чудесным образом, без отрыва от работы с Земфирой, он за пару последних лет стал нашим главным кинокомпозитором, написав музыку к фильмам «Я худею» и «Громкая связь», а также к отечественным сериалам — «Обычная женщина», «Толя-робот» и «Шторм». Последите за ним. Так же было когда-то с Игорем Вдовиным.