Седьмой альбом Ланы Дель Рей — Chemtrails Over the Country Club — еще до выхода стал самой обсуждаемой и конфликтной пластинкой певицы. Неосторожные слова в адрес темнокожих музыкантов, попытки оправдать расистские высказывания расистской же фразой: «Я дружу с кучей рэперов», показная инклюзивность на черно-белой обложке Chemtrails Over the Country Club, где Лана стоит в окружении своих лучших подруг — в инстаграме певица сделала особый акцент на том, что некоторые из них темнокожие.
Чем больше Дель Рей защищается от нападок, тем больше провоцирует общественность. Даже после релиза Chemtrails Over the Country Club Лана продолжает делать неоднозначные выпады. На днях певица анонсировала свой следующий альбом — Rock Candy Sweet, в котором пообещала «отомстить» за критику в свою сторону, при этом продолжая давать людям поводы для хейта импульсивными твитами со словами: «Вообще-то я тут мир меняю» (певица периодически трет свои посты в соцсетях, но интернет все помнит).
Полемика испортила впечатление от Chemtrails Over the Country Club, но, к сожалению или счастью, не коснулась самого альбома.
Назло критикам (шутка, конечно, дуться Дель Рей будет в Rock Candy Sweet) Лана выпустила сиквел одного из своих лучших релизов — Norman Fucking Rockwell!, — который дышит в унисон со своим предшественником. В Chemtrails Over the Country Club Лана продолжает доказывать, что чем старше становится, тем больше совершенствуется прежде всего как поэтесса, а не певица. Вышедший в 2017-м альбом Lust for Life стал последним сугубо коммерческим релизом Дель Рей: в трек-лист вошел летний хип-хоп-хит Summer Bummer с A$AP Rocky и Playboi Carti на фите, на лид-сингле отметился The Weeknd, а в Cherry, In My Feelings и Love Лана вернулась к корням, когда еще не стеснялась петь про роковую юность, одержимость папиками и свою «киску» со вкусом пепси-колы.
Norman Fucking Rockwell! тоже острил, но строчки диктовал уже не пресловутый юношеский максимализм, а дозревший внутри Ланы классик: на фоне почти десятиминутного психоделического сингла Venice Bitch (певица в шутку рассказывала, что чуть не поссорилась со своими лейблом из-за названия и длины трека, который невозможно было пустить на радио) песня про «киску» уже кажется детским садом, а не чем-то откровенно дерзким.
Chemtrails Over the Country Club оказался более кротким, но богатым на фрик-треки (вроде все той же Venice Bitch) альбомом.
В открывающей пластинку White Dress Лана как скороговорку выговаривает чересчур длинную для припева строчку Down at the Men in Music Business Conference (под «музыкальной бизнес-конференцией для мужчин» певица, конечно же, подразумевает музыкальную индустрию в принципе), после чего в мелодичном пианинном проигрыше делает попавшую на запись затяжку из вейпа, продолжая ностальгированием по «ушедшему лету» и своих юных годах. Но ностальгия эта отнюдь не по моментам, запечатленным в This Is What Makes Us Girls («Мы прогуливали школу и пили на работе вместе с боссом»; «В бикини убегали от копов, крича "Ловите нас, пока мы горячие"») эпохи Born To Die. Скорее по идиллической жизни в девятнадцать, когда Лана «работала официанткой в белом платье» и даже не думала о деньгах, власти и мировой славе, которую в 2014-м будет воспевать в Money Power Glory, находясь на пике карьеры после выпуска Ultraviolence.
Здесь много рефлексии, рваных мелодий, нарочитых огрехов как доказательства «сырости» и полной открытости своим слушателям. От срыва на хип-хоп в Tulsa Jesus Freak, ставшей духовным наследником Freak из Honeymoon (2015), и резкой смены тональности во второй половине Dance Till We Die, где Дель Рей спонтанно ударяется в рок 70-х, до скользящих по струнам пальцев и гудящего синтезатора в Let Me Love You Like A Woman и голоса продюсера Джека Антоноффа на фоне в Not All Who Wander Are Lost. В Chemtrails Over the Country Club Лана пробует новое, но все звучит органично: перед нами не эксперименты ради экспериментов, а словесный и музыкальный поток сознания. Вычурным альбом точно назвать не получится, а вот обозвать профессиональной записью квартирника в какой-то степени можно.
В пользу искренности говорит и приземленность, что ранней, более циничной Лане показалось бы диким. В Chemtrails Over the Country Club Дель Рей прекращает в сотый раз воспевать Калифорнию, но грезит об американской глубинке. В новых треках звучат упоминания штатов Арканзас, Небраска, Оклахома, Флорида, Техас; в песне Breaking Up Slowly звучит голос кантри-исполнительницы Никки Лейн, в Dance Till We Die Лана упоминает культовых фолк/рок-певиц Джоан Баэз и Джони Митчелл, а трек For Free стал кавером на одноименный трек Митчелл.
«Снимай свои драгоценности и ожерелья / Пошли на рынок, пошли купаться в детский бассейн», — поет Лана в тайтл-треке Chemtrails Over the Country Club, а в конце клипа на песню со своими подругами идет в лес танцевать с волками вокруг костра, как бы в очередной раз намекая на единство с землей под ногами, а не витающими в облаках Money, Power и Glory. Сейчас Лана над собой видит разве что следы от самолета или, как их называют конспирологи, химиотрассы (Chemtrails), отравляющие бедных зажиточных американцев, собравшихся опрокинуть коктейли в загородных клубах (Country Club). Кто, как не Лана, еще мог придумать настолько ироничный и едкий (во всех смыслах) заголовок?
Как и Norman Fucking Rockwell!, Chemtrails Over the Country Club не превзойдет успех ранних релизов Ланы, но уже обошел их в величии. В последнее время Дель Рей сложно любить, но и ненавидеть ее невозможно — игнорировать постоянно совершенствующийся талант певицы просто-напросто глупо. Chemtrails Over the Country Club оказался сборником из одиннадцати лирических стихов, музыку для которых Дель Рей и Антонофф буквально записали на коленке, созваниваясь по FaceTime. И все равно получилось трогательно, смешно и по-лановски дерзко. Где треск вейпа идеально ложится на пианино, а скрипучий стул добавляет звуку акустической гитары еще больше шарма. «Я все такая же странная и дикая», — поет в Chemtrails Over the Country Club Лана. И ей безусловно веришь.