Гений, миллиардер, плейбой, филантроп — все это Ларри Эллисон. И если вы про него не слышали, то возможны два варианта: либо вам меньше 18 лет, либо вы вообще не интересуетесь IT. Потому что Эллисон и его команда придумали то, на чем сейчас зиждется вся индустрия. Чтобы картина была полной, разделим повествование на части.
Часть первая — гений.
Лоуренс (Ларри) Эллисон — председатель совета директоров и CTO (директором по технологиям) корпорации Oracle, которую он основал в 1974 году. Разумеется, далеко не все в его карьере шло гладко и по плану. Но таков путь.
Эллисон так и не получил высшее образование. Дважды. В первый раз он отчислился со второго курса Университета Иллинойса, а на второй заход ему хватило одного семестра, чтобы понять, что учеба — это не его. Всему пришлось учиться самому. В 22 года Эллисон переехал в Калифорнию, где Кремниевую долину уже называли средоточием всего самого технологичного в мире. Там он много слушал и ничего не упускал, прыгая с места на место и изучая компьютеры и программирование — Эллисон успел поработать в Wells Fargo и Amdahl, пока судьба не занесла его в Ampex.
Компания тогда делала проект для ЦРУ — контракт предусматривал создание базы данных под кодовым названием Oracle. Ничего не напоминает? Именно этот проект стал отправной точкой интереса Эллисона к этой части индустрии IT. В 1977 году он вместе с партнерами основал собственную компанию Software Development Laboratories, которая после нескольких переименований стала Оракулом (Oracle) — название, к которому мы все привыкли.
Эллисон и ко вдохновлялись теорией ученого из IBM Эдгара Ф. Кодда о так называемой реляционной базе данных — способе хранения и получения доступа к информации для компьютерных систем. Сейчас эта теория воспринимается как нечто совершенно обыкновенное, само собой разумеющееся и не заставляет специалистов поднимать бровь, когда они о ней слышат, но в 70-х это была поистине революция. В подробности вдаваться мы, впрочем, не будем.
И пошло-поехало… Oracle быстро развивалась, будучи одним из ключевых драйверов растущей компьютерной индустрии. В 1986 году компания вышла на IPO (первичное размещение акций), сумев привлечь около 55 млн долларов.
Начало 90-х у Oracle не задалось: из-за погрешности в финансовой отчетности и, как следствие, проблем с регулятором пришлось уволить каждого десятого сотрудника. Эллисон позже назвал это невероятной ошибкой. Компанию объявили близкой к банкротству, тем временем конкуренты всеми силами пытались отвоевать позиции на рынке. Но Oracle выстоял и пошел в гору.
Компания Ларри Эллисона одна из немногих, которым бум доткомов конца 90-х принес только прибыль: всем этим новым и быстрорастущим фирмам нужны были базы данных. Разумеется, с крахом доткомов* расходы компании увеличились, но Oracle быстро вернулась к росту.
* крах доткомов — экономическое событие 1995-2001 годов, когда все верили в так называемую «новую экономику», брали огромные кредиты, чтобы потратить баснословные деньги на рекламу бизнес-модели, которая по итогу оказалась неэффективной. Если коротко, это был очередной экономический пузырь — акции компаний, которые ничего не производили, оценивались очень высоко.
Не можешь придумать и разработать сам — купи! Таким лозунгом руководствуются многие CEO больших и успешных компаний. Те же Цукерберг или Брин, например. Эллисон не исключение. Самым ярким событием в этом плане было поглощение Sun Microsystems. Эта покупка подарила Oracle тонну ключевых технологий, в том числе контроль над суперпопулярной базой данных MySQL. Интересно, что поглощенные тоже не являлись авторами СУБД, им она досталась от шведских разрабов из MySQL AB. Никакой оригинальности, да.
Ну, а в 2010-х Эллисон стал потихоньку уходить от непосредственного управления его технологическим детищем, передавая бразды своим доверенным лицам Марку Херду и Сафре Катц.
Но даже такие гении, как Эллисон, не застрахованы от ошибок. В 2018 году он стал жертвой мошенницы Элизабет Холмс: Эллисон вложился в ее стартап по тестированию крови Theranos, однако, как оказалось, никакой технологии на самом деле не было. Если очень коротко: Холмс обещала сделать тестер, который проводил бы очень сложные анализы крови всего по одной капле. Было много слов, мало дела. Сначала акции компании Холмс взлетели до небес, а затем, когда стало понятно, что «кина не будет», ее корпорация превратилась в пыль, как и все состояние.
Часть вторая — миллиардер.
На момент написания этого материала Ларри Эллисон — седьмой в списке самых богатых людей планеты по версии Forbes. Счетчик Forbes Real Time Billionaires оценивает его состояние в 96,2 млрд долларов.
Из чего складывается его состояние? Понятно, что он не держит все в золоте в своем роскошном доме в Калифорнии. Это, как и в случае с другими экстремально богатыми людьми, активы иного рода: недвижимость, акции, дивиденды и прочее.
Эллисон владеет около 35% акций Oracle — это основа его состояния на данный момент. Также миллиардер в свое время вложился в конкурента (тогда он конкурентом не был, но Эллисон как в воду глядел) и сделал это крайне удачно. В 1999 году его протеже Марк Бениофф ушел из Oracle, чтобы начать работу над стартапом Salesforce.com (продукт — своя CRM-система). Эллисон с его 2 млн долларов был ранним инвестором, что уже заявочка.
И вот тут для Бениоффа все пошло наперекосяк. Он узнал, что Oracle разрабатывает продукт, который будет напрямую конкурировать с Salesforce.com и обиделся. Его можно понять. Впрочем, как можно понять и Эллисона, который отказался уходить сам, заставил Бениоффа себя уволить и до сих пор получает доход с акций компании. Умно, ничего не скажешь.
Эллисон владеет 3 млн акций Tesla, а потому размер его состояния постоянно скачет, то теряя миллиард, то прибавляя два. И так каждую неделю. Все в лучших традициях Илона Маска.
Говорят, чем выше доходы, тем выше запросы. Эллисон это идеальная иллюстрация того, насколько это правдиво. Чем больше у него миллионов и миллиардов, тем эксцентричнее он их тратит. Пара примеров:
В 2012-м Эллисон потратил 300 млн долларов на покупку острова на Гавайях. Ладно, не всего острова, а 98%, но все равно впечатляет.
Он занимается гонками на яхтах и, как дополнительное увлечение, финансирует команду Oracle USA (в 2010-м они выиграли кубок Америки).
Эллисон — аттестованный летчик, у него в ангаре стоит несколько самолетов, в том числе, военных. Среди них, МиГ-29.
Ларри коллекционирует редкие спортивные и раритетные авто, перечислять их все нет смысла, но автопарк действительно прекрасен и удивителен.
Можно ли назвать покупку впечатляющих объектов недвижимости хобби? На наш взгляд, определенно. Портфолио Эллисона выглядит отменно. Как пишет Business Insider, он владеет:
— домом в Сан-Франциско (3,9 млн долларов),
— девятью гектарами земли в Вудсайд, Калифорния (там расположен огромный дом в стиле японского императорского дворца 16-го века, все вместе 12 млн долларов),
— Nobu Hotel Epiphany стоимостью более 70 млн долларов,
— несколькими домами в Малибу. По разным оценкам, у Эллисона там недвижимости на 200-250 млн долларов. Все на так называемом Пляже миллиардеров,
— отелем Nobu Ryokan Malibu за 20 млн долларов (Эллисон явно фанат Японии),
— частным гольф-клубом в Ранчо-Мираж в Калифорнии, который достался ему за почти 43 млн долларов,
— несколькими объектами в Неваде у озера Тахо общей стоимостью за 100 млн долларов,
— особняком в Ньюпорте, штат Род-Айленд. Сам объект стоил более 10 млн долларов. Кстати, Эллисон потратил еще 100 млн на превращение его в музей,
— еще Эллисону принадлежит сад в Киото стоимостью примерно 86 млн долларов.
Часть третья — плейбой.
Эллисон — миллиардер старой закалки, он из тех, кто влюбляется и женится. Так, за свою долгую жизнь женился он аж четыре раза. Ни один из его браков, однако не продержался более 10 лет. Самые долгие отношения у него были с первой женой Аддой Куинн (1967-1974) и последней — Мелани Крафт (2003-2010). Сейчас он состоит в отношениях, но жениться не спешит.
Часть четвертая — филантроп.
Начнем, пожалуй, с того, что в мае 2016-го Эллисон пожертвовал 200 млн долларов медицинскому центру Университета Южной Калифорнии, где ищут лекарство от рака. Но на этом его благотворительная деятельность не завершилась. С ним связан Медицинский фонд Эллисона, который занимается финансированием исследований в области старения. Фонду принадлежат 1,3 млн акций Oracle.
Ну и последнее, о чем хочется упомянуть, но не менее важное: Эллисон — один из миллиардеров, которые первыми присоединились к Клятве дарения. Это инициатива Уоррена Баффета и Билла Гейтса, согласно которой состоятельные люди обязуются отдать большую часть своего капитала на благотворительность. Пока, очевидно, Эллисон еще далек от того, чтобы эту клятву сдержать, но хочется верить, что все еще впереди.