Обзоры, Кино — 5 марта 2021, 06:04

Берлинале-2021: корейские зумеры, немецкий робот, канадская социальная дистанция

Берлинале в этом году проходит с 1 по 5 марта полностью в онлайн-формате. Наталья Серебрякова рассказывает о фильмах, которые показали в первой половине фестиваля.

Получивший в 2020-м «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру корейский мэтр Хон Сан Су представил в основном конкурсе этого года году свой новый, 25-й по счету фильм «Вступление». По сюжету молодой человек Ен Хо приходит к своему отцу в медицинский кабинет на встречу. Но ему нужно ждать, поскольку у того — таинственный визитер, знаменитый актер. Ен Хо пьет чай, общается с милой секретаршей и даже засыпает на уютном диванчике. Следующая остановка этой истории — Берлин, куда девушка Ен Хо Чжу Вон приехала учиться на дизайнера. Ее сопровождает мать, вместе с которой они встречаются с новой соседкой в исполнении постоянной актрисы Хон Сан Су — Ким Мин Хи. Дальше будут посиделки за рюмкой соджу в отеле, зимний пляж и даже купание в ледяном море. 


Хон Сан Су, который в год снимает по фильму, кажется, приезжал в прошлом году на Берлинале, чтобы немного поработать (он делал уже так однажды в Каннах, когда снимал «Камеру Клэр» с Изабель Юппер). Тема нового фильма — вступление во взрослую жизнь, отношения молодого поколения с более старшим. Отцы не понимают своих детей, а повидавший виды актер кричит, выйдя из себя, о том, что обнимать женщину всегда прекрасно (у Ен Хо немного другое мнение на этот счет). Хон Сан Су трепетно относится к своим юным героям, артикулируя тот факт, что новое поколение всегда немного лучше, чем предыдущее. Как обычно, он снова в своей картине играет с репрезентацией времени. Оно теряется между монтажными склейками, ускользая, словно песок сквозь пальцы. Можно пережить неудачный брак или разочарование в профессии, неизменной остается только первая любовь, ради которой стоит лететь из Сеула в Берлин.

Другим ярким фильмом конкурсной программы начала кинофестиваля стал «Я твой мужчина» немецкой актрисы и режиссерки Марии Шрадер. Зрителям Netflix Шрадер известна как постановщица сериала «Неортодоксальная», получившая премию «Эмми» за эту свою работу. Теперь в центре ее внимания — сорокалетняя ученая Альма, работающая над шумерскими манускриптами. Чтобы получить дополнительное финансирование на проект, Альма соглашается принять участие в сомнительном эксперименте. Ей нужно три недели прожить с роботом-гуманоидом, который запрограммирован на то, чтобы быть идеальным партнером. Робота зовут Том, у него яркие голубые глаза и черное пальто — его играет Дэн Стивенс («Гость», «Легион»). 


Альма вполне довольна своим одиночеством, единственная страсть в ее жизни — это работа, поэтому ей тяжело было бы ужиться даже с человеком. А тут гуманоид печет блины на завтрак, моет окна и лепестками роз выстилает путь в ванную. Эти романтические проявления бесят Альму. Но постепенно герой Стивенса усваивает необходимые алгоритмы, становясь именно тем, кто ей нужен. 

Фильм Шрадер — крепкий мейнстрим, который, скорее всего, покажут в российских кинотеатрах, и этого меньше всего ожидаешь от немецкого кинематографа, породившего берлинскую школу с ее медлительностью и экспериментальностью. В картине в эпизодической роли также снялась Сандра Хюллер, сыгравшая несколько лет назад в фильме Марен Аде «Тони Эрдманн». Героиня Хюллер — настоящий подарок зрителям, настроенным на комедию, и своеобразный «кот в мешке». Однако «Я твой мужчина» не является ни стопроцентной комедией, ни даже драмой, скатываясь под конец в мелодраматизм.

«Вкус» вьетнамского дебютанта Ле Бао показали в параллельной программе «Столкновения», введенной дирекцией фестиваля в прошлом году. Сенегальский футболист получил травму, и за это его исключили из сборной. Он селится в просторном темном ангаре вместе с несколькими вьетнамскими женщинами разных возрастов. Они готовят еду, ходят голые, занимаются сексом и заботятся о небольшом поросенке. В картине много статичных кадров, в которых главный герой вспоминает какие-то бессвязные истории о своей прошлой жизни. Есть момент, который войдет в анналы экспериментального кинематографа: вьетнамка рассматривает пенис мужчины, по которому ползет улитка. В целом это такое подражание тайваньскому классику Цай Минляну, скорее неудачное. Но не исключено, что «Вкус» наградят призом в своей секции, ведь это очень экзотический фильм.


Канадец Дени Коте назвал свою картину «Социальная гигиена», и это прямой пример того, как можно снимать в карантинный период, соблюдая социальную дистанцию. Весь фильм снят на природе — летом на зеленых лужайках герои стоят примерно на расстоянии трех метров друг от друга и кричат друг другу многочисленные реплики. Главный герой — мошенник Антонен, выясняющий отношения по очереди с разными женщинами. Это сестра, жена, объект его страсти, налоговый инспектор и девушка, которую он обманул. Часть героинь одета в средневековые платья, хотя разговоры ведутся вполне современные — о фейсбуке, порно, репродукциях Климта и автомобиле «Мини-купер». 

Дени Коте известен тем, что работает во многих жанрах. Документальные фильмы он чередует с игровыми, экспериментальные с мейнстримовыми. Несколько лет назад на Берлинале была показана его вполне зрительская лента «Борис без Беатрис», в которой главная героиня страдала от ментальной болезни, связанной с изменами ее мужа. Это была довольно мелодраматическая история. Новый же фильм Коте — разговорная комедия, визуально решенная в театральном ключе. Визуалы от картины явного удовольствия не получат, однако это очень смешной фильм.  

Еще один режиссер — Раду Жуде, постоянный участник различных Берлинских программ. В этом году его фильм «Неудачный трах, или Беспечное порно» показывают в основном конкурсе. Обладатель «Серебряного медведя» за свой черно-белый истерн про цыган «Браво!» в значительной степени интересуется политикой и историей Румынии. Это увлечение привело к тому, что Жуде вставил размышления о тоталитарном прошлом своей страны в комедийный сюжет о том, как любительское порно утекло в интернет. Главная героиня Эмма — учительница в престижной частной школе; ее муж снял на видео, как они занимаются сексом. Ролик стал вирусным, об этом узнали родители учеников Эммы. 


Фильм разделен на три части. Первая — это одиссея Эммы по летнему карантинному Бухаресту среди обезумевших хамовитых таксистов, вывесок об обмене валюты и фермерских рынков. Вторая — нарезка из found footage, сборник архивных документов и современных анекдотов. Третья — родительское собрание в школе, на котором судят поступок Эммы, самая театральная и комедийная часть. Жуде пытается быть одновременно немного Годаром, немного Брехтом, немного Муратовой, и, хотя фильм снят вполне искренне, не покидает чувство, что его история готовилась на экспорт. 


Новости — 16:50, 19 сентября
Кинофестиваль «Маяк» объявил конкурсную программу
Новости — 14:45, 19 сентября
«Стальное сердце», «Майор Гром» и TIOT. Рассказываем, как прошел второй «Фандом Фест»
Новости — 12:25, 19 сентября
Цирк, балет и музыка: «Яндекс» и Imperial Orchestra покажут мистическое шоу по мотивам «Щелкунчика»
Новости — 19:13, 18 сентября
«Эмили в Париже» продлили на 5-й сезон
Кино — 19:04, 18 сентября
Как вынести креатив из мастерских в пространство города? Рассказывает руководитель Агентства креативных индустрий Гюльнара Агамова