В феврале 1970 года был основан один из самых известных конгломератов в мире — Virgin Group. Сегодня поговорим об одном из его создателей, чрезвычайно интересном персонаже Ричарде Брэнсоне. Сэре Ричарде Брэнсоне.
Но сначала очень краткая вводная:
Состояние Ричарда Брэнсона — это не что-то одно, а целый конгломерат разных компаний под брендом Virgin (всего около 400 штук). Самые известные — Virgin Atlantic и Virgin Galactic.
Свое первое дело Брэнсон открыл более 50 лет назад.
По большей части Брэнсон живет на острове Некер (Британские Виргинские острова), который купил еще в 1978 году в возрасте 29 лет за 180 тысяч долларов. Он утверждает, что живет там, потому что всей душой любит острова, а не потому что так можно уходить от налогов.
Брэнсон — британский подданный.
Знак зодиака — рак.
Любимый фон в зуме — северное сияние.
Если вы ничего не слышали о Брэнсоне, то вы многое потеряли. Он реально крутой.
Почему Virgin?
Есть целая история на один абзац. Когда Брэнсон, будучи 16-летним юнцом, только начинал свой путь в мире больших денег и огромных компаний, его partner in crime Тесса Уотс сказала сакраментальную фразу, которая изменила жизнь Ричарда и еще пары сотен тысяч человек, работающих на него. Она сказала:
Бизнесовую девственность Брэнсон потерял, создав свою первую компанию по продаже виниловых пластинок по почте. Оттуда громкое название и пошло. После открытия магазина в Лондоне (логичного продолжения развития в музыкальном бизнесе) Брэнсон с партнером основали студию звукозаписи Virgin Records. Именно эта студия дала шанс выстрелить Sex Pistols — из-за неформата с ними отказывались работать респектабельные лейблы.
Более того, когда в 1992 году Брэнсон нуждался в капитале и продал свое детище звукозаписывающей компании EMI, последние разорвали контракт на миллион долларов, заключенный с Пистолетами. Брэнсон пожалел о своем решении, но позже вернулся в бизнес под новым именем — V2 Records. Похоже, что не париться с названиями, — половина успеха.
Как работает бизнес Брэнсона?
Как по часам. Бизнес-модель проста до безобразия: Virgin Group работает в качестве венчурного инвестора или по принципу генерального партнерства в фонде прямых инвестиций. То есть конгломерат берет какой-то стартап, в который верит, инвестирует сам, привлекает соинвесторов, использует собственный бренд и креативное видение Брэнсона для раскрутки, а потом выходит из актива, забирая с собой бОльшую часть прибыли. Выход производится через IPO или продажу своей доли в бизнесе другому инвестору.
Напомним, что такое IPO — Initial Public Offering, — это когда компания впервые выходит на фондовый рынок с предложением купить их акции и, таким образом, инвестировать.
А можно на пальцах?
Давайте с примерами. Один из самых ярких — Virgin America. Это был далекий 2004 год. Брэнсон решил демпинговать в одной из самых консервативных и консолидированных сфер бизнеса — авиаперевозках. За доступный прайс он и соинвесторы уже в 2007-м предложили путешественникам сервис на уровне топовых авиакомпаний и практически бизнес-класс по цене эконома.
Что было дальше, спросите вы. А дальше, в 2014 году, Virgin America успешно вышла на IPO, что позволило продать ее парой лет позднее Air Alaska за 4 млрд долларов. Точная сумма сделки, разумеется, не разглашается, но эксперты рынка дали именно такую оценку с учетом долга выкупленной авиакомпании.
Амбиции на уровне границы космоса
Брэнсон хотел летать выше и в сентябре 2004-го объявил о начале эры космического туризма — была основана Virgin Galactic. Планировалось, что уже через пять лет полеты в космос станут доступны простым гражданам, готовым выложить за это экстравагантное путешествие 200 тысяч долларов. Но не срослось.
Кстати, прошлой осенью в Virgin Galactic заявили, что в первом квартале 2021 года в космос полетит сам Брэнсон. С нетерпением ждем новостей.
На данный момент, по заявлению самой компании, 600 человек купили билеты на суборбитальные полеты, заплатив за них в общей сложности почти 80 млн долларов, еще 700 — внесли депозиты, чтобы приобрести себе пять минут невесомости в будущем. Всего двенадцать человек готовы пойти дальше и забронировали себе места в орбитальном полете. Все они затаив дыхание следят за результатами испытаний летательных аппаратов Virgin Galactic. И не только они — итоги также очень волнуют акционеров компании, но, судя по этому графику, пока прогноз оптимистичный.
Так в его портфеле оказались те самые почти 400 компаний, двое детей и остров площадью 300 тыс. квадратных метров. Да не один — другой, под названием Мейкпис, находится на реке Нуса в Австралии. Все блага Брэнсона делит с ним его жена Джоан Темплман и уже взрослые дети: Холли и Сэм. Такая идиллия, что даже скучно.
В конце надо все же отметить, что у Брэнсона сейчас все не очень. Он никогда не попадал в топ-10 списка Forbes. Ни даже в топ-50. Однако всегда входил в число 500 самых богатых людей планеты. Если посмотреть на динамику его состояния, то увидим, что по сравнению с 2011 годом оно уменьшилось на 800 млн долларов: с 4,2 до 3,4 млрд. И нет предпосылок, что в ближайшее время что-то изменится.
Однако, несмотря на далеко не впечатляющие результаты по объему активов (если сравнивать с его конкурентами по освоению космоса Илоном Маском и Джеффом Безосом), Брэнсон все равно рок-звезда мира бизнеса. Годами не изменяя себе и своему креативному видению, он сумел создать репутацию лидера трансформаций — он всегда топил и топит против изменений, спускаемых сверху от топ-менеджмента, и мыслит нестандартно, но всегда стратегически.